Мои хайп и троллинг

Вячеслав Кислицын: литературный дневник

Ну вот, это произошло снова, я не прошёл второй тур «Праймериз Турнира поэтов». Результат для меня вполне ожидаем, я трезво оценивал свои шансы, когда принимал решение об участии в этом турнире. Я знал, как далеко смогу зайти. Пятое место со 125 читательскими и 5 экспертными голосами считаю вполне успешным результатом, исходя из того какие предпочтения присутствуют у читателей и экспертов. Почему такие предпочтения, мне неинтересно, просто это факт. Но, имея голый факт, и не, имея интеллектуальных способностей написать серьёзную рецензию, я решил потролить стихотворения-соперники ради банального хайпа и получить от этого удовольствие. И так, посыпав лысину пеплом и переварив в желудке непереваривамую желчь, начинаю.
Начнём с победителя. Света Носова «ме-день-ки»


ме-день-ки



а балалай шагает налегке,
позвякивая медью в кошельке -
последними погожими день-ками.
дыряв зипун из синих паутин,
и серый неподатливый ватин
сквозь дыры вылезает облаками.


повдоль деревни ясени рябы.
под ними кареглазятся грибы
и пялятся, смущая балалая.
орать всё реже хочется котам,
и журавли устали клекотать –
их караван летит.
собака лает.
там, где грустят у дома тополя,
ворчит дедок, что косточки болят,
что мало дров,
что бабка нынче злая,
что вся трава пожухла на лугу,
что балалайка нынче – «не в дугу» …
ворчит
и огорчает балалая.


и, клочья-тучи пряча за рекой,
наш балалай жалеет стариков:
совсем у них день-ков осталось мало…
откроет во дворе колодец-рот,
пришедшей внучке на ухо шепнёт,
чтоб только деда с бабкой не бросала.
и высыпает солнечную медь
в ладонь, чтоб деду косточки погреть,
сливает стынь в глубокие овраги.
и радуются все наперебой:
дед с бабкой вредной,
девочка с водой
и пёс с котами.
грейтесь, бедолаги!


а где-то зной
и горы велики…
и там чеканит солнце
ме-день-ки.


2021 г.



© Copyright: Света Носова, 2022


Личность некоего балалая вызвала вопросы и я решил погуглить. Вот, что выдала «паутина».
Блалай: человек, ничем не занимающийся, попусту проводящий время. Слово часто используется в Самарской обл. и приволжском районе. Слова синонимы: лентяй, разгильдяй. И вот, этот разгильдяй, выдаваемый автором за некое божество, шляется где- то повдоль или вдоль ( что равнозначно) деревни. « Медь- деньки», лично для меня, звучит сомнительной метфорой и требует напряжения мозговых извилин. Извилины работу выполняют чётко, но за время их работы красота от стихотворения теряется и дальше включается «критик». К своему сожалению, я знаю, что такое зипун и не могу представить, как из него выплывают ватином облака. В грубом толстом полотне никогда не было никакого ватина, образ-метафора снова рассыпается. Не знаю, как могут кареглазые грибы смущать балалая, под юбку ему что ли заглядывают? Автор не даёт на этот вопрос ответа. Ворчанье деда почему-то вызывает у балалая огорчение, с чего бы? Ах вот оно - балалаю известно, что старикам осталось мало! Из чего это следует? Какое-то невнятное сюсюканье автора. Короче, «грейтесь бедолаги», а с чего они бедолаги? И внучка у них есть с водой и дом, и балалайка…
16 экспертных и 218 читательских голосов. За это???????)))


Надежда Новицкая 2 «Она в Алжире», 178 читательских и 10 экспертных голосов.
Тема репрессий предвоенных годов, лично мне, уже набила оскомину и спустя 85 лет, канувших с 1937 года, не вызывает сильных эмоций, тем более в формате конкурса. Нам что, больше рассказать не о чем? Неужели у автора не нашлось более современной темы? Почему нас снова тянет в этот 37-ой? Нет давно ни той идеологии, ни страны. Впрочем, автору удалось рассказать историю, и она имеет право на жизнь, не смотря на некоторые шероховатости, которых не должно быть в конкурсном стихотворении.
«у выжженной степи на плоской вые,» - я не могу себе представить степь с плоской шеей. Как шея может быть плоской? На лицо искусственная придуманность метафоры, видимо рифмы другой не нашлось…
«что ей пришлось идти за ним по следу» - эта строчка, самая неоднозначная и делающая такое стихотворение неконкурентоспособным, но этого никто не замечает… Идти в тюрьму вслед за мужем и идти по следу – это не одно и тоже. Это разная смысловая нагрузка. По следу ходят только собаки-ищейки. Эта строчка, для меня, «убила» это стихотворение.
«Его казнили сразу, как комдива,» - неоднозначная по смысловой нагрузке фраза. Его казнили потому что всех комдивов тогда казнили или как некоего другого комдива? Вопросов немного, но должны ли они возникать к конкурсному стихотворению?




Она в Алжире


Она – в Алжире, но не в том Алжире,
где млеют на тугих ветвях инжиры,
несёт волна цветных медуз к ногам,
гудит базар – улыбчивый Азам
с изяществом искусного факира
фасует тмин, орехи и сезам,


где синие вершины гор Атласских
парят, как над вьюном павлиноглазки,
и топчет свежескошенный газон
малыш в панамке...
Тот, кто здесь рождён,
узнает вряд ли о магрибских сказках,
что звёзды повторяют в унисон.


В её Алжире образы иные:
зимой ветра, как псы сторожевые,
у стен протяжно воют по утрам,
а летняя заря – саднящий шрам
у выжженной степи на плоской вые,
чья плоть трещит, как краска старых рам.


Здесь слёзы солоней бесплодной почвы,
колючкой по квадрату мир отстрочен,
а под ногой зияющий овраг –
семь долгих лет невзгод и передряг,
и нет ни сообщения, ни почты
для тех, на чьей судьбе нашивка «враг».


Она всё ворошит обиды-беды,
пока игла стучит в залог победы —
что с возрастом в трудах слабеет мать,
муж в одночасье по навету взят,
что ей пришлось идти за ним по следу
(не дали даже детское собрать!).


Его казнили сразу, как комдива,
а старшие, возможно, были б живы,
когда бы не болезни и детдом.
Мать письма шлёт в отчаянье тайком.
Она – в Алжире (подтвердят архивы).
Она ещё не знает ни о ком…



АЛЖИР — Акмолинский лагерь жён изменников Родины.



© Copyright: Надежда Новицкая 2, 2020



Тамила Синеева «Травяной батальон». 108 читательских голосов и 5 экспертных.
Не хотелось бы комментировать совсем это стихотворение, потому что автор живёт в Киеве и у него имеют право возникать любые ассоциации даже на газонокошение. Но без привязки к определённому месту (оно в тексте отсутствует), стихотворение выглядит просто глупостью.


Травяной батальон


А сегодня
газон косили нам.
Умирала в муках трава.
Непокорные, но бессильные
стебли падали,
и слова
застревали,
как рыбьи косточки.
И саднила моя гортань.
И казалось,
включали счетчики
жизнь и смерть
в эту злую рань...


Рёв газонокосилки —
бешеный.
Гонит ветер
травинки прочь,
к школе,
там
есть бомбоубежище,
где чуть что,
сумеют помочь.


Смотрит окнами дом
внимательно
на газон,
где погиб травбат.
Одуванчики,
как солдатики,
полегли
и молчат, молчат.



© Copyright: Тамила Синеева, 2022



Василий Толстоус «Смерть», 145 читательских и 8 экспертных голосов.
Первая строчка, и я из читателя превращаюсь в критика : «Умолкли птицы. Небо словно выше.»
Что значит «словно»? (наверное, кажется?). Уж если птицы умолкли и звезда прожгла простор, то здесь ощущается временной диссонанс , где «небо» статично и как бы выше, а всё остальное в действии. Вот если бы небо СТАЛО выше, то картинка в моём сознании пошла бы так, как нужно. А дальше: «Затих дневной досужий разговор.» - чей разговор затих? Я так и не придумал…
«Тупым стеклом царапнул мопед?» … ну …может быть…
«Смерть полночная плывёт – её уснувшей тёмной половиной» - как можно плыть уснувшей половиной? И раз уж она плывёт, разве в этом случае она спит? И что, у смерти есть тёмная и светлая (или какая-то другая) половины?
Для меня стихотворение – один большой когнитивный диссонанс. И одни вопрос к автору: А что, стихотворения посвежее не нашлось?...



СМЕРТЬ


Умолкли птицы. Небо словно выше.
Звезда прожгла мерцанием простор.
Беззвучный вздох – полёт летучей мыши.
Затих дневной досужий разговор.
Повсюду тени. В бликах мостовая.
Незримо шевеление листа.
Мелодия вечернего трамвая
так непередаваемо проста –
но вдруг ушла, закончилась внезапно…
Остывший воздух дрогнул невзначай:
тупым стеклом по вечности царапнул
ночной мопед, стеная и стуча,
сжимая звуки в шорохи и звоны...
…И движется, смыкается, страшна,
из каждой щели, тонкой и бездонной,
бескрайняя, сплошная тишина.
Одно лишь сердце с болью и тревогой
наружу рвётся, зная наперёд,
что рядом, здесь, без света и дороги
землёю Смерть полночная плывёт –
её уснувшей тёмной половиной,
и выбирает время сладких снов.
Беспомощный, виновный ли, невинный,
и млад ли, стар – для Смерти всё равно.
Застыв, стою. Она струится мимо,
касаясь мягко полами плаща.
...И до утра, до спазма, нестерпимо
немеет ниже левого плеча.



© Copyright: Василий Толстоус, 2010



Арсений Загаевский «Разлив», 108 читательских и 10 экспертных голосов. Вот даже не знаю, что сказать? Для меня каким-то сложным оказался ритм, а содержание серым и неинтересным – может просто не моё? 10 экспертов это заценили???? Молчу в тряпочку, за умного сойду…


Разлив


Когда начинаешь,
что скоро, мол, старость,
что сколько осталось:
ноль новых любовей,
семь клёвых рыбалок,
сто белых грибов, а
морей, водопадов
и всяческих див
уж и вовсе не надо -
не воспринимаешь…
Так вот.
Что тогда вспоминаешь?
Разлив.


… Ты на лодке
скользишь среди палок,
и вдруг понимаешь,
что едешь по небу,
что это вершины
затопленных ив,
и под ними резвятся
щурята и плотки,
а ниже - лощины,
луга заливные,
проселки ветвятся,
бегут облака
от весла врассыпную,
и весь этот Китеж
русалок и рыб,
и вся эта небыль -
разлив,


… которого ты
никогда не увидишь,
и близко не встанут
твои многоточья
с его многоводьем,
но память листает
картинки и лица,
и там, у воды
тебя папа всё учит:
«Чтоб ехали прямо,
ты после гребка
подворачивай вправо.
Табань! Проверяем жерлицы…»


Да. Точно. Пора
подвернув,
подтабанив,
проверив,
понять,
нацарапать на память,
что очень условен разрыв,
что жизнь - не река,
а разлив.



© Copyright: Арсений Загаевский, 2022



Макс Зимов «Полёт геликоптера над Гранд Каньоном», 48 читательских и 4 экспертных голосов.
Я до такой поэзии просто не дорос: секс и вертолёт для меня слишком сложно… То ли каньон хочет вертолёта, то ли вертолёт каньон… и кому из них мешает Кинг- Конг?


Полёт геликоптера над Гранд Каньоном


Что каньон, разглядеть не за совесть – за страх,
Дну доверил, затея пустая.
Как же Вагнер злорадно грохочет в «ушах»,
Рок-н-рольщика слух угнетая!


Отражений моих, что роялей в кустах,
В них изящной смотрюсь стрекозою.
Колорадо бурлит в первобытных пластах,
Выправляя хребет мезозою.


И планета, едва не срываясь на крик,
Подставляет роскошное тело.
Здесь мультяшный Кинг Конг надломил материк
И задумался: что с этим делать?


Я опять поклянусь: основной фигурант –
И Надеждой, и Верой, и Софьей,
И Любовью (of course) – он, действительно, гранд –
Гранд Каньон! – не какой-то там кофе.


Это – чудо!
Плюс – Вегас,
Плюс ящик «Моёт»,
Минус пять моих, в среднем, диоптрий,
И ни слова о сексе.
И имя моё
(впрочем, что тебе в нём?) –
геликоптер.



© Copyright: Макс Зимов, 2009



Евгения Костюкова «Родина», 134 читательских и 14 экспертных голосов.
Я не понимаю желание авторов писать стихотворные строчки со строчных букв, но слово Родина должно всегда писаться с заглавной буквы! Для меня это не обсуждается.
Пожалуй, это единственное стихотворение, к которому у меня нет вопросов и я полностью разделяю мнение экспертов, и не понимаю читателей, почему так мало? Может из-за возраста стихотворения?
Да, совсем забыл, я же здесь занимаюсь троллингом…Сегодня словосочетание «чик-чрикает» , у меня, вызывают стойкую пародийную аллюзию на одного президента дружественной страны…я с трудом задавил в себе эту аллюзию.


родина


-1-


высоко – слову низкому не достать,
далеко, но на этом свете,
существует домишко сто двадцать пять –
в нём тоскуют двухъярусная кровать,
домовой и тайник в паркете.


нет причины – помчаться сейчас туда,
где плетёт паук-завсегдатай
подвесные посёлки да города,
на крылечке горит светлячков слюда,
чик-чирикает призрак сада…


но когда в электричке услышу "дед",
мальчуган мне уступит место –
я рвану в ту обитель, где смерти нет.
распахнётся тайник, излучая свет,
из него улыбнётся детство.


-2-


страхами нарисованы,
речью невыразимы:
волки среди ракит,
папин ремень и клоуны
(виделись мне под гримом
клыки).


добрая фея (бабушка)
чудо пекла под песни
(где-то фырчал винил)
и ворковала радужно:
"скоро христос воскреснет!"
дом был.


дедушка вечно с марками,
словно с детьми, возился,
кактусы разводил.
даже вороны каркали
(в нашем дворе) красиво.
мир был.


родина – неприметная,
родина – не с плакатов,
родина – без камней,
родина – что не предана –
ладно горит лампадой
во мне.



© Copyright: Евгения Костюкова, 2013



Марина Немарская «Этот ребёнок, зачатый за перерыв», 95 читательских и 7 экспертных голосов.
Для меня, в этом «стихотворении» нет ни одного слова правды. Здесь в каждой строчке ложь. Намеренная или по глупости – не важно. Один из экспертов в рецензии на это стихотворение написал «Спасибо за поэзию!». А где здесь поэзия? Намеренно написать слово Россия со строчной буквы – это поэзия? Ложь не может быть поэзией. Сегодня, когда на карту положено выживание страны, когда наша армия освобождает НАШУ землю от фашизма, появление такого стихотворения на конкурсе выглядит очень странно.
Стихотворение написано в 2012 году. В этом году страна оправилась от дефолта 2008 года, выжила, не смотря ни на что. Лично мне добавили зарплату, и я купил новую иномарку в кредит, который с лёгкую погасил в 2014-ом. Можно было и раньше погасить, но тогда пришлось бы кое в чём себе отказать и жить очень экономно. В стране ощущался подъём экономики, как в это время можно было написать подобное?


Этот ребенок, зачатый за перерыв
между распадом страны и обманом нищих,
давится хлебом и зрелищем с той поры,
как протрезвел и добра от добра не ищет.


Этот ребенок течет на свет, что река,
не задает вопросов, слывет калекой.
Тридцать седьмой гниет в его днк,
что ему третий срок и язык узбеков.


Этот ребенок с богом своим вразброд,
год от года делаясь все паскудней.
Может, этот ребенок - простой народ,
что выживает в россии печальных будней.



© Copyright: Марина Немарская, 2012



«давится хлебом и зрелищем с той поры,
как протрезвел и добра от добра не ищет.» - это про то, что страна в 2012 – ом наконец выдохнула и зажила свободно?
«не задает вопросов, слывет калекой.» - это у кого народ слывёт калекой? У Марины Немарской, не слишком ли сильно и лживо сказано?


«Тридцать седьмой гниет в его днк,
что ему третий срок и язык узбеков.» - ещё один автор живёт в 37 году. Уж если и есть в ДНК НАШЕГО народа какой-то год, то это февраль и октябрь 1917 года. Вот этого мы пытаемся больше не повторить. Но Марина Немарская нас хочет к этому подтолкнуть? При чём здесь третий срок и язык узбеков? Для меня это так и осталось загадкой.


«Этот ребенок с богом своим вразброд,
год от года делаясь все паскудней.» - я иногда хожу в храм, а практически у меня во дворе простой священник, на собранные с паствой средства, построил часовенку во имя «Саввы Сербского» и теперь каждый день туда приходит народ со всего микрорайона. В часовне бывает очень тесно. Это сделал и делает паскудный народ, который с Богом своим вразброд?


«что выживает в россии печальных будней.» - Россия живёт, живёт по-всякому, живёт с разным достатком, в ней много есть проблем, но в ней нет печальных будней. Надеюсь, что их никогда и не будет, но для этого нам нужно выстоять в противостоянии с «коллективным западом».
На этом, пожалуй, и всё про это «стихотворение», можно было бы ещё сказать слова, но слишком много чести будет…


Теперь про своё «В системе двух координат» - хрень полная, пятое место даже много для него. Приятного прочтения !))


В системе двух координат



Крест – перекрёсток – просто точка
В системе двух координат.
Святые в храмах мироточат,
А ты всё смотришь на закат.
А там одно сплошное "вёдро"-
И, как пасхальное яйцо,
Звезда сияет инородно,
Скрывая в облако лицо.


Но помнит: в крест вбивают гвозди,
И рвут твою живую плоть,
И яму роют на погосте,
А колокол всё бьёт и бьёт.
Куда он хочет достучаться,
До дна каких высоких рек?
Там все у Бога домочадцы,
А ты не Бог, ты – человек.


Тебе бы женщину, работу,
Детишек – полную семью,
А после пятницы субботу,
И воскресенье, как в раю,
Чтоб жить спокойно, без потопов
И без квитанций жэкэха,
Не изучать язык эзопов
Для написания стиха.


Да, просто ты не пуп Вселенной
И прочим всем не сват, не брат,
Ты человек обыкновенный
В системе двух координат.
И каждый день к известной точке
Идёшь сквозь гул и шум вокруг
Широкой улицы Восточной
На непонятный зов и звук….





Другие статьи в литературном дневнике:

  • 25.08.2022. Мои хайп и троллинг