Неточные рифмы

В математике существуют понятия рациональное и иррациональное число. Если рациональное число может быть представлено в виде конечной записи в десятеричной системе, например, 1, 2,08, 324986,12, то с иррациональными это сделать невозможно. Пример иррационального числа – «е», которое может быть лишь частично выражено в записи – 2,71... и далее ряд чисел продолжается бесконечно, и я помню только, что в нем дважды повторяется год рождения Льва Толстого - 18281828. Вопреки первому впечатлению дилетанта, иррациональных чисел неизмеримо больше, чем рациональных (если только понятие «больше» можно применить к бесконечным рядам).

Нечто подобное наблюдается среди рифм. Есть в русском языке точные рифмы, и их много. Но рифм неточных несравненно больше, и умеющий пользоваться ими настолько расширяет свой словарь рифм, что получает возможность рифмовать практически любое слово русского языка, причём, как правило, многократно. Из этого вытекает первостепенность знания неточной рифмы.

Существует три основных типа неточной рифмы. Первый, самый простой, включает такие сочетания, в которых одно из рифмующихся слов содержит некую часть, располагающуюся после рифменного созвучия, и не входящую в его состав:

река – руках, натощак – праща, погоста – вдосталь, злато – палатах

Такая рифма образуется за счет присоединения к рифменному созвучию в одном из слов окончания, или же за счет усечения окончания одного из слов:

реКА – руКАх, погОСТА – вдОСТАль

Мужские и женские рифмы подобного рода очень часты, причем возможен подбор многочисленных рифм на трудно рифмующееся слово за счет его усечения:

взмах – сама – весьма – сума – зима – тюрьма

и так далее, несколько десятков слов может легко подобрать любой.

Дактилические рифмы такого рода подобрать сложнее из-за длинноты окончания, входящего в состав рифменного созвучия:

признательность – внимательно

Важная особенность такого рода рифмы состоит в том, что само рифменное созвучие идентично в рифмующихся словах, и построено по тому же типу, что для обычной точной рифмы: ударная гласная (иногда с опорной согласной) + послеударный ряд созвучия. Неточные рифмы такого рода появляются в самом начале реформы рифмы, становятся исключительно популярны в 20-х годах, но потом их употребление становится более редким, их считают «устаревшими», слишком простыми. В самом деле, это и есть простейший тип неточной рифмы – усечённый.

Второй род неточной рифмы сложнее. Его можно назвать заместительным – сущность его состоит в том, что рифменные созвучия двух слов различаются между собой за счёт замещения одних букв и звуков иными, а также за счёт добавления дополнительных букв и звуков в одно из слов:

вороны – ворвани

В этой паронимической паре можно видеть замещение безударного второго «о» в первом слове на «а» во втором, а также добавление «в» во втором слове:

ВОРоНы – ВОРваНи

Ещё пример:

лебеди – лепете

Также паронимическая дактилическая рифма, но здесь происходит замещение звонких согласных первого слова глухими согласными второго:

ЛЕбЕди – ЛепЕте

В некоторых случаях возможно и замещение согласных без образования пар «звонкая – глухая»:

палИТрА – брИТвА – здесь «р» замещено на «в»

Возможны и комбинированные варианты, где происходит как замещение, так и добавление букв и звуков:

КоЛодца – КЛянётся

Здесь в первом слове добавлено первое «о», второе «о» замещается созвучным «ё» во втором, во втором же добавлено «ян», наконец, звонкие согласные замещаются глухими («дц» - «тс») и концевое «а» замещается на «я».

Среди рифм этого рода наиболее распространены женские и дактилические, мужские образовать таким путем сложнее. Характерно большое количество паронимических рифм этого рода, который в настоящее время широко распространен.

Третий тип неточной рифмы характеризуется перестановкой букв и звуков внутри рифменного созвучия. Его можно назвать перестановочным, или анаграмматическим:

вуалЕткА – проспЕктА

зАрУБеЖНые – рАзУБоЖеНо

В первом случае меняются местами согласные «к» и «т», во втором – «з» и «р». Рифмы такого рода могут быть найдены в большом количестве, как мужские и женские, так и дактилические, но подбор их довольно сложен для начинающих и требует навыка. Этот тип неточной рифмы встречается в «массовом» творчестве наиболее редко, но обычен в работах мастеров и высоко ценится.

Разумеется, между тремя основными типами нет жестких границ. Возможны «комбинированные» неточные рифмы, сочетающие признаки двух, а то и трёх главных типов:

скатерть – кстати

В этом случае наблюдается добавление «ер» в первом слове и перестановка «с» и «к».

скатерть – эстакаде

Здесь усечение «рть» во втором слове и смена глухого «т» звонким «д».

Большой выбор возможностей образования неточных рифм (через усечение, замену, перестановку, или их разнообразные комбинации) позволяет автору оперировать огромным количеством слов, свободно уходя от приевшихся грамматических, и, особенно, банальных сочетаний, и находя множество рифм на одно и то же слово, среди которых можно выбирать наиболее подходящие. Это обеспечивает успех неточной рифмы, уже почти сто лет как закрепившейся в русской поэзии.


Рецензии
Не могу согласиться с вами, уважаемый Никита, что неточные рифмы - признак мастерства. И вот почему. С учениками младшего класса, в игровом режиме, мы сочиняли стихи. Хорей они усвоили, но все 100% малышей написали стихи неточными рифмами, попадались и дактилические неточные рифмы. А вот точными рифмами писать стихи у них не получалось. Думаю, в связи с тем, что их словарный запас пока ещё не очень богат.
Приведу примеры для наглядности:
(про жука)
"В блюдце он разлёгся толстый,
Крылышки блестят на солнце,
И жужжит в варенье лёжа,
Выбраться никак не может..."
или:
"У кормушки, очень скоро,
Появились воробьи.
Вот, чирикая задорно,
Пообедали они..."
далее:
"За забором нашей дачи
Небольшой заросший пруд.
Мне сказал соседский мальчик,
Что лягушки в нём живут..."
И т.д и т.п.
Прошу прощения, но я считаю, подгон под использование неточных рифм(или, как кто-то метко их окрестил - притянутых за уши, а я называю их "детскими") неких "академических" теорий и толкований, обычной профанацией поэтического искусства в пользу авторов с бедным словарным запасом, либо слабо владеющих языком, либо лентяев, не умеющих образный строй стихотворения оформить точной рифмой.
С уважением,

Олег Горин-Багдадский   22.03.2024 13:35     Заявить о нарушении
А вы почитайте Цветаеву, Маяковского, и у них рифмы посмотрите, а не у младшеклассников. Там и поговорим. С уважением.

Никита Брагин   24.03.2024 22:23   Заявить о нарушении
Неужели вы думаете, что я не читал Маяковского или Цветаеву? Да, у них есть неточные рифмы, пожалуй, процентов десять наберётся, выражаясь языком статистики, а не как у нынешних авторов - порядка 50-ти, а то и ста процентов. И потом, Маяковский, как вы знаете, - "глашатай революции", содержание его стихов было востребовано обществом молодой советской республики, они были на острие политического накала того времени, плюс - нестандартная подача, в футуристическом формате, явив новаторство в поэзии, так сказать, вот и получили такую популярность. Цветаева. Да, до революции она иногда печаталась в России, благодаря знакомству с такими гигантами, как Волошин, Гумилёв и др. А вот в эмигрантской среде её стихи не получили признания. С чего бы это? Если подойти принципиально, положа руку на сердце, их творчество, Маяковского и Цветаевой трудно назвать настоящим мастерством или искусством:
"До Эйфелевой – рукою
Подать! Подавай и лезь.
Но каждый из нас – такое
Зрел, зрит, говорю, и днесь,

Что скушным и некрасивым
Нам кажется ваш Париж.
«Россия моя, Россия,
Зачем так ярко горишь?».
Цветаева.
Что это? Высокое искусство? На Стихи.ру такого... вагон и маленькая тележка :))
С уважением,

Олег Горин-Багдадский   25.03.2024 07:04   Заявить о нарушении
О как. Цветаеву вагонами? Ну, тогда с вами говорить незачем.

Никита Брагин   25.03.2024 09:26   Заявить о нарушении
Если серьёзно - есть стихи, а есть поэзия. Проблема неточной рифмы возникла не сейчас, а в конце девятнадцатого века, и Пушкин не просто так писал, что рифм мало в русском языке, и что мы перейдем к безрифменному стихосложению. Этого не случилось, благодаря неточной рифме. Вы можете не пользоваться ей, это ваш выбор. Я могу составлять цепи из точных рифм, сонетные цепи. Но неточную рифму, и даже диссонансную рифму использую. Это бывает необходимо, это может проистекать из самого языка и стиля стихотворения.

Никита Брагин   28.05.2024 18:20   Заявить о нарушении
Извините, Николай Юрьевич, но я думаю, что вы и сами можете просветить себя. А я вам лучше сообщу, что прочёл два ваших стихотворения и с интересом обнаружил, что почти половина ваших рифм - неточные.

Никита Брагин   28.05.2024 22:44   Заявить о нарушении
Надо определиться с понятиями, попробую. Поэзия - искусство. Стихосложение - ремесло, служащее подножием искусству. Ну, как ваяние искусство, а моделирование скульптуры - ремесло. Стихосложение само по себе может не содержать поэзию. Стихами можно записать что угодно - философский трактат, служебную инструкцию, кулинарный рецепт. Это о поэзии, определение её дело непростое. Теперь о поэтах. Цветаеву я привёл лишь как один пример. Но, пожалуйста, Блок, Есенин, дальше всё крупные советские поэты, все использовали неточную рифму. Это давно стало нормой. У Есенина - беспокойся - пропойца, золотая рифма. Неточная.У Блока - колонны - влюблённый. Можно ещё много примеров привести. Да вы сами посмотрите. Прочтите, чем отличается точная рифма. Да сам подскажу - совпадение ударной гласной и последующего за ней окончания. Попробуйте только такими писать. Или, ещё лучше, глубокими рифмами. Это точная, у которой ещё и опорные согласные совпадают. Их не так уж много, и это часто грамматические рифмы, а они обычно банальны. Кровь - бровь, вот точная глубокая рифма. А вот любви - обвив - красивая неточная, редкая и со смыслом.

Никита Брагин   28.05.2024 23:43   Заявить о нарушении
Сначала о рифме. Окончания разные - ца - ся. Это признак неточной рифиы. А созвучие... Рифма сама и есть созвучие. Если его нет, то это не рифма. Что касается искусства и ремёсла - да, так. Без ремёсла нет искусства, но само по себе ремесло ещё не искусство.

Никита Брагин   29.05.2024 07:28   Заявить о нарушении
Да пожалуйста! Только стоит помнить два момента. 1. Выдающийся критик Вадим Кожинов различает поэтов и стихотворцев, почитайте его. 2.Лирика - один из трёх видов поэзии.

Никита Брагин   29.05.2024 22:41   Заявить о нарушении
Кожинов "развалил СССР"?? Вы в своём уме?

Никита Брагин   02.06.2024 07:57   Заявить о нарушении
Однако. Вы не потрудились, видимо, посмотреть, кто этот человек. Придётся заняться просвещением. Вадим Кожинов, русский литературный критик патриотического направления. Много публиковался в журнале "Наш Современник". Известен капитальными исследованиями поэзии Есенина и Тютчева. Вот так. К этому прибавлю следующее. Есть неписаное правило - не знаешь, промолчи. Советую на будущее, иначе можете собственную жизнь поломать необдуманными словами. Да, и больше я с вами общаться не хочу. Не пишите здесь больше, это бесполезно. Сотру, не читая.

Никита Брагин   02.06.2024 09:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 33 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.