Литературная учеба. Жонгаж или поэзия?!

Великий эксцентрик дал нам еще один образец своей эксцентричности, опубликовав стихотворение из своего цикла «РУСЬ, ТЫ БОЛЬ МОЯ!»

Прежде, чем приступить к литературной учебе, мне хотелось бы предварить ее некоторыми размышлениями. Стиль, в котором написано стихотворение,  я окрестил «жонгажом» (не путать с "жонгляжем"!), в это понятие включив способность к имитации смысла и пустое фиглярничание.  Это не иронический стиль – это жонгаж в чистом виде. А жонгаж годится только для цирка! Если кому-то хочется повеселиться самым простецким способом, пожалуйте на «жонгаж», тут вам покажут и фокусы, и клоунаду и кувырки – главное, чтобы было весело, «иронично»! При этом, у кого-то вытянут кошелек, из которого частично расплатятся с остальными, кого-то обхамят, кому-то плюнут в душу. Но, в общем, будет весело, по крайней мере до тех пор, пока и у вас не вытянут кошелек, и вы сами не получите пинок или плевок!
А получите вы его, как только посмеете закричать: «Братцы, да здесь же по карманам шарят, из нас дураков делают, в рожи нам плюют!» Прибегут и униформисты, и доброхоты и сама публика намнет вам бока. Лучше не связываться, лучше хлопать в ладошки, хохотать и подхихикивать, особенно, когда выступает Сам Главный Цирковой Клоун – можно сказать, сам маэстро ЖОНГАЖ в его чистом виде!
Но перейдем к сути дела.


Литературная учеба. Жонгаж или поэзия?!
Рассмотрим «ироничное» стихотворение Игоря Белкина «Жизнь, это то, что вижу я»
Из цикла РУСЬ, ТЫ БОЛЬ МОЯ! http://www.stihi.ru/2012/01/26/2839

Вот 1-я строфа:
Людей без чувства юмора
я не люблю совсем
за комариный зуммер их
в решении проблем –
зудят и ноют, истину
пытаясь паковать
не в семигрань лучистую,
а в скучные слова.

На первый взгляд все хорошо, и даже здорово! Но приглядимся, вчитаемся в смысл этой строфы, и поймем, что не согласны с автором.
С первой строки «правильный» герой заявляет о некоторых неправильных людях,
лишенных чувства юмора. Не жалеет их, не сочувствует им, а не любит!
Не любит их за комариный зуммер в решении проблем, за то, что зудят и ноют. Но главная их вина в том, что пытаются неправильно паковать истину! То есть истина у них есть, но они ее неправильно «пакуют».
И кто же эти скучные люди? А это Вы – дорогие читатели, если у вас нет чувства юмора. Кто еще?! Учителя, родители, наставники, которые учат своих подопечных, пакуя истину в «скучные слова», а не в «семигрань лучистую».

Разберем 2-ю строфу.

Листаю привередливо
романы и стихи –
надуманные бредни и
созвездья чепухи,
смеюсь вполне язвительно
над философией
сухой и утомительной –
без пользы для людей!

Герой, наверное, имеет в виду бездарные романы и стихи. Что, в России все романы и стихи – надуманные бредни? Наверное, это произведения тех самых людей, лишенных юмора! Что радостно закивали головами? Это Ваши стихи и романы, господа лишенные юмора! Тут же встает вопрос, а кто же те люди, для пользы которых надо язвительно смеяться? Автор и сам признается: «Смеюсь вполне язвительно… без пользы для людей».
Или я придумал такое прочтение?
Двойное управление! Можно смеяться и над «философией» и «без пользы для людей». Рифма «философиЕй» - «людей» тоже вызывает сомнения.
Итак, герой вынес всему литературному творчеству и философии России смертельный приговор: творчеству – «надуманные бредни и созвездья чепухи», а философии – «сухая и утомительная – без пользы для людей!» Может быть, ложной философии или бездарной литературе?! Может быть, не России, а какого-нибудь Кот-де-Херау?!  Но, ведь из цикла о Руси, и надо понимать под Русью – Россию, поскольку какие же на Руси романы и философия?! Не было их на Руси, значит в России.

3-я строфа.
Герой констатирует, что такое, по его мнению, жизнь:

Жизнь, это то, что вижу я,
что пробую на зуб:
1. подсолнух цвета рыжего
2. и милой голый пуп,
3. побоища карьерные,
4. чиновничий разбой,
5. тоска рабов-галерников
6. и грусть икон с мольбой.

Итак, жизнь в России, это: побоища, разбой, рабы-галерники (кстати, где он их нашел?),  грусть икон – это отрицательные характеристики. А вот и положительные – подсолнух и голый пуп! Радуйтесь, господа россияне, вот все, что вам оставил ваш любимый автор! Кстати, хотелось бы посмотреть, как автор пробует голый пуп на зуб.

4-строфа.

Убогие и сирые
(на мой, конечно, взгляд) –
нельзя иронизировать! –
мне часто говорят –
над тем, что болью вылилось
в скрипичную струну,
над тем, что обескрылило
могучую страну!

Эта строфа, по-моему, - одна из самых таинственных и малопонятных в русской поэзии. Долго вдумываясь, эту строфу можно расшифровать двумя способами: первый – некие люди, которые на взгляд автора являются сирыми, иронизируют над тем, что «обескрылило …
страну»; второй – автор иронизирует над тем, что «обескрылило … страну», а люди, которых он считает убогими, порицают его иронию. Опять двойное управление!

Что же «обескрылило могучую страну»? Наверное, об этом мы услышим в заключительной строфе. Читаем ее, чтобы, наконец-то, услышать об этом! И опять - пшик!

А мне хоть преисподняя
грозись смолой в котле –
желаю жить сегодня я
и сытым и в тепле,
и хохотать над лекарем
со скальпелем в руке,
зашившим напрочь веки мне
при выходе в пике!

В пике, обычно, входят, а выходят - из пике. – Ну, да ладно – чего не сделаешь для звонкой рифмы!
Далее автор излагает жизненное кредо своего «героя», который, несмотря на угрозы адскими котлами со смолой, ХОЧЕТ жить в тепле и сытости! Прямо герой! Только у героев было желание своей грудью прикрыть товарищей от пуль, а у этого – жить тепло и сыто! Ну, и опять - кругом одни гады, даже лекарь на Руси, вместо того, чтобы делать благо, делает зло! Скальпелем напрочь зашивает герою веки – а иначе, зачем скальпель-то в руке?!

Конечно, после этого разбора, автору ничего не останется, кроме как говорить, что стихотворение ироническое. А кто не понимает этой иронии – убогие и сирые. Короче - орден автору на шею! А Вы как считаете, дорогие коллеги?!


К истории вопроса.

М. Гуськов "О Софье Сладенько и ее способе давать рецензии" http://www.stihi.ru/2012/01/23/126

И. Белкин «О маразме на Стихире» http://www.stihi.ru/2012/01/23/7055

М. Гуськов «О маразме на Стихире» И. Белкина http://www.stihi.ru/2012/01/24/137

М. Гуськов "Осторожно! Имитатор! 2. О поэзии Игоря Белкина" http://www.stihi.ru/2012/01/26/283

М. Гуськов "Белкин или Пенявский? Жонгаж или крылья?!" http://www.stihi.ru/2012/01/27/4442


Рецензии
Многое спорно, Михаил, не убедительно, поверхносто как-то. ИКБ живёт вне России. Вся наша семья тоже не по своей воле жить осталась в Казахстане. Он пытается сказать частично искренно, но по привычке для оживляжа "семигрань лучистая", "выход в пике" - полный абзац! и жонглирует скрипками и контрабасом - тут пародию писать, наверное, надо.

Стоит искать смысл там, где имитация смысла? А если и стоит, тут нужен не серьёзный стихоразборник, а психиатр.
Мне так показалось. Но я благодарна. Мы с мужем не читаем ИБ. Так хоть Вашими глазами посмотреть смогла!)

+++

Глебовы   01.05.2013 18:00     Заявить о нарушении
Салют, Михал!
Метод стиховорчества по имени жонглирование, эквилибристика не нов. Имитация смысла тоже не ново. Во времена, когда КПСС направляла, это не поощрялось. Ныне масса подавила здравомыслие.

Я прочёл вместе с женой все стихоразборы творчества ИКБ. Пригвоздён, что называется как имиатор эстетического оргазма. Вместе с тем, мне показалось, что серьёзно педантичный стиль анализа ёрничества оппонента только провоцирует его «опальщиков». Возможно, так и задумывалось. Всё больше рец , пусть и с минусом навалят? Так можно подумать.

Вместе с тем, во всём есть своя эстетика. Ёрнический стиль вперемешку с имитацией умноговорения импонирует вкусам плебса. Критика чужих вкусов имеет шансы на успех, если она ведётся, опираясь на эстетику этих вкусов, то есть ведётся как бы изнутри, доводя до очевидного абсурда, как Сократ мог это делать. Классический ортодоксальный анализ авангарда не целесообразен. Так мне кажется.

Евгений Глебов-Крылов   02.05.2013 01:20   Заявить о нарушении
Евгений, Оля!
Я писал эти статьи года два назад. Теперь Белкин для меня ни как поэт, ни как личность не представляет никакого интереса. Его главные поклонники - это агрессивная малообразованная часть Стихиры, в основном, люди без фамилий и имен, но с огромным самомнением.

Михаил Гуськов   02.05.2013 08:50   Заявить о нарушении
Да, не весело, если так...

Глебовы   02.05.2013 13:46   Заявить о нарушении
На это произведение написана 31 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.