2. Козлиные разборки. Тайны дьявольского романа

ГДЕ НАША ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА,
 ИЛИ
 КОЗЛИНЫЕ РАЗБОРКИ
 О месте действия первых «московских» глав "Мастера и Маргариты"

Начало см. http://www.stihi.ru/2014/07/30/7311
..................


2.Какая скотина этот мессир!

ПЕРЕСКАЗЫВАЯ ЛЕГЕНДУ О ЧЁРНОМ КОЗЛИЩЕ, я заметил, что москвичи связывали это животное с дьяволом. Можно сказать ещё определённее: они считали, что в образе чёрного козла на болоте появлялся сам нечистый. И причины для такого отождествления у них были. К слову сказать: ручей, вытекавший из Козьего болота, местные жители назвали Черторый, то есть - вырытый чёртом.

С древних времён не только на Руси, но и во всём христианском мире козёл напрямую ассоциировался в сознании верующих с нечистой силой. Особенно чёрный козёл, поскольку чёрный цвет – это цвет нечистой силы. Облик Дьявола  был «утверждён» Толедским собором в 447 году. Он создавался богословами по принципу териоморфии (греч. therion — зверь). За основу брался целый комплекс определённых внешних свойств, присущих “нечистым” животным (первоначально — змее, позже — козлу) и некоторым языческим божествам (например, сатирам, фавнам).

Михаил Орлов в книге «История сношений человека с дьяволом» (Санкт-Петербург, 1904 г.) сообщает:

«Любимая форма чёрта, когда он является людям, которыми уже овладел, т.е. колдунам и ведьмам, это вид козла».

Заметим, что этой книгой пользовался Михаил Афанасьевич Булгаков при создании «Мастера и Маргариты».

Ричард Кавендиш в капитальном исследовании «Чёрная магия» пишет:
 «У Дьявола-козла были рога, хвост, раздвоенные копыта и иногда рыжеватая борода. Как правило, козёл этот был чёрной масти и прихрамывал».

И далее:

«В 1564 году в Пуатье трое мужчин и женщина признались в том, что поклонялись чудовищному чёрному козлу, подходя к нему со свечами и скрепляя клятву верности непристойным поцелуем».

То же самое подтверждает в «Энциклопедии колдовства и демонологии» Рассел Хоуп Роббинс, приводя свидетельство из книги монаха Франческо-Марии Гваццо (1608), известного охотника за ведьмами:

"Гваццо описывает европейский шабаш, сосредоточившись на поклонении дьяволу в его классическом проявлении – в виде козла. В «Compendium Maleficarum» (1626) это поклонение описано следующим образом: «Когда члены (собрания) дьявола собираются вместе, они обычно зажигают вонючий и противный костёр. Дьявол является президентом собрания и сидит на троне в ужасном обличье козла или собаки, и они приближаются к нему, чтобы поклониться…
Затем наступает osculum infame  или osculum obscenum – знаменитый поцелуй стыда…"

"Поцелуй" отмечался многими исследователями, однако особенно подробное описание дал известный адвокат Жан Боден:

"Не существует большего позора, бесчестия или злодейства, чем то, которое допускают ведьмы, когда они должны поклоняться Сатане в виде вонючего козла и целовать его в то место, которое приличие запрещает описывать или упоминать».

Под «поцелуем стыда» разумелось целование Сатаны в козлиный зад, который, по свидетельствам допрошенных инквизицией ведьм, был «холодным, как лёд».

О козлином облике дьявола на шабашах рассказывает и Хромой Бес – комический персонаж одноименного плутовского романа Луиса Велеса де Гевары (1641). Бес показывает студенту дону Клеофасу одну из ведьм, которая готовится к шабашу:

«…Право дело, и мы бы там побывали, да боюсь, как бы не узнал меня дьявол, что у них за козла».

В русской иконописи на картинах Страшного Суда ангелы света низвергают в ад духов тьмы, превратившихся в козлов, свиней и других животных.

Дьявол не только сам перевоплощается в козла: нередко эти бородатые парнокопытные участвуют в разного рода сатанинских обрядах и действах. Булгаков описал полёт домработницы Наташи верхом на Николае Ивановиче – «толстом борове,  зажимавшем в передних копытцах портфель, а задними ожесточённо молотящем воздух». Что же, вполне возможное дело (как мы уже убедились, свинья – близкое дьяволу «нечистое» животное). Однако куда чаще сатана посылал своим верным слугам в качестве «средства передвижения» козлов и драконов. Видимо, это было известно и Булгакову. Во всяком случае, летящая на метле Маргарита любуется луной, на которой «отчётливо виден какой-то загадочный, тёмный – не то дракон, не то конёк-горбунок».

Использовались козлы и для других целей. Тот же самый монах Гваццо приводит отчёт Флорина де Раймонда о суде 1594 г., состоявшемся в Аквитании (Верхняя Гаронна). Молоденькая девушка описала типичный шабаш, сопровождавшийся подписанием договоров, танцами и совокуплениями с козлом, ведьминским богом:

«Они также представляли пародию на мессу, отправлявшуюся неким человеком, облачённым в чёрную ризу без креста на ней… В потире вместо вина была вода, и они сделали святую воду следующим образом: козёл помочился в ямку, вырытую в земле, и этой жидкостью, не разбавленною водой, отправлявший обряд окропил их с помощью чёрного кропила».

В 1875 году некий французский аббат Булле основал сатанистскую церковь Кармель. После смерти   экзорциста-дьяволопоклонника она стала называться «Храмом Сатаны». Дьявольские колдуны этого храма во время мерзких церемоний приносили на алтарь «Идола мистического Содома» истекающих кровью козлов и баранов, которые незадолго до этого были объектами разнузданной сексуальной оргии.

В русской традиции к козлу со стороны нечистой силы отношение более уважительное. Так, злой домовой мучает всех животных, кроме козла и собаки (см. «Мифы народов мира». Москва, «Советская Энциклопедия», 1991).

Козлоподобные существа в романе Булгакова тоже ошиваются вокруг дьявола. В рукописи 1937-1938 годов читаем: «Под вечер в квартиру №50 опять звонили, оттуда отвечал козлиный голос».

Вспомним также, что во время приветствия нечистой силой Маргариты на берегу реки «кто-то козлоногий подлетел и припал к руке, раскинул на траве шёлк, осведомился о том, хорошо ли купалась королева…».

НЕ МЕНЬШУЮ РОЛЬ В ВЫБОРЕ МЕСТА ВСТРЕЧИ Воланда с двумя безбожниками  играет болото. Ведь по верованиям восточных и западных славян, болото - опасное и «нечистое» место, где водятся черти. Связь чёрта с болотом отражена в многочисленных поговорках: «Было бы болото, а черти будут», «Не ходи при болоте: чёрт уши обколотит», «В тихом болоте черти водятся» (русская); «Сидить, як чорт на грошах при болоти» (украинская), «Болото без чёрта не обойдётся» и т.п.

Согласно одному из вариантов легенды о сотворении мира, распространённой у славянских народов, на земле сначала была сплошная вода. Бог повелел чёрту спуститься на дно и достать оттуда земли. Хитрый чёрт запихал часть земли за щёки, а остальную отдал Создателю. Бог стал разбрасывать землю во все стороны. Там, где она падала, появилась суша, а на ней деревья, кусты и травы. Но растения стали прорастать и во рту у чёрта. Тогда нечистый принялся выплёвывать землю. Так появились болота – разжиженная земля с уродливыми деревьями и грубой травой (см. «СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ. Энциклопедический словарь». Издательство «Эллис Лак», 1995 г.).

Кстати, у Александра Блока есть цикл стихов «Пузыри земли» (1905), куда входит стихотворение «Болотные чертенятки» (1905), посвящённое Алексею Ремизову - знатоку народной русской мифологии.

Так что совсем не случайно появление чёрта в привычной для него среде обитания  – на болоте. Однако несомненно и то, что в выборе места действия первых «московских» глав «Мастера и Маргариты» особое значение имеет легенда об изгнании чёрного козлища. Ведь как ни крути, но патриарх, согласно быличке, всё-таки изгнал дьявола, а болото осушил. И вот спустя полтора века нечистый как бы берёт реванш за прежнее поражение. Появляясь именно на Патриарших, Воланд демонстрирует, что земная церковь и её патриархи не властны над сатаной. Чёрный козлище возникает вновь, и снова москвичей ожидает множество неприятностей…


Иллюстрация:
«Поцелуй стыда». Миниатюра из рукописного манускрипта XV в.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ - http://www.stihi.ru/2014/07/30/7542


Рецензии
Э-м-м-м...
Черторый - черт вырыл? А князья Чарторыйские откуда? Сомневаюсь, чтобы дьявольскую фамилию стали бы носить.

Виктор Станчик   05.08.2014 13:13     Заявить о нарушении
Они могли носить фамилию по названию местности, которой владели.

Дьявольский Роман   05.08.2014 13:18   Заявить о нарушении
Как я и предполагал:

"Получили фамилию от названия родового владения Чарторийск над рекой Стырь на Волыни.

Старый Чарторийск, также Старый Черторийск (укр. Старий Чорторийськ) — село Маневичского района Волынской области, бывшее местечко Луцкого уезда Волынской губернии, расположенное над рекой Стыр.
Происхождение фамилии

В письменных источниках закрепились три варианта фамилии: Чарторийские, Чарторыские, Чарторыжские. Родовая фамилия появилась в ХV веке. Происхождение фамилии не вызывает никаких сомнений: она возникла от названия родового владения Чарторыйских (над рекой Стырь в Луцком уезде, что на Волыни). В свою очередь название поселения Чарторыйск происходит от названия водного объекта Чарторий. Существуют разные версии относительно происхождения слова чарторий: наиболее вероятно, что это слово являлось восточнославянским (преимущественно русским и украинским) географическим термином, который служил для обозначения длинного углубления, вырытого в земле, рва, канавы, оврага. Как правило, рвы, овраги выступали в качестве черты, границы владений. В некоторых восточнославянских говорах чарторием также называется болото. В XIX веке слово чарторый ученые объясняли как географический термин, который обозначал стремительное течение, пробивавшее, расчищавшее себе дорогу. Возможно, такими признаками характеризовалась река, название которой позже была перенесено на название поселения, а затем закрепилось и в качестве фамилии. В народной этимологии такую особенность реки связывали с деятельностью мифического существа: будто черт прорыл".

То есть фактически две версии названия: черта, которую прорыли как границу, и ров, который прорыл чёрт. В пользу последнего свидетельствует и то, что черторыем называли также болото. А болото в славянских верованиях абсолютно точно связано с чёртом, тут и сомнений нет (см. этот же очерк).

Дьявольский Роман   05.08.2014 13:25   Заявить о нарушении
также см. украинский аналог - чОрторийск. Здесь уже точно ни о какой черте и речи не идёт. чОрт - он и есть чОрт. Таково и старое русское написание. а вот аналога чЕрта (в смысле - проведённая полоса) и чОрта (иное написание слова "черта") - нет и никогда не существовало.

Дьявольский Роман   05.08.2014 13:28   Заявить о нарушении
Эх, научиться бы чертей вызывать! Чтобы протоку прочистили в садовом обществе.

Виктор Станчик   05.08.2014 15:44   Заявить о нарушении
они умеют :)...

Фима Жиганец   06.08.2014 11:25   Заявить о нарушении
Когда толкуем о "чёрте" и "чертЕ", желательно иметь в виду, что это однокоренные слова. Причём доминирующим является мнение, что слово "чёрт" - производное от "черта". См., например, http://etymological.academic.ru/5975/%D1%87%D0%B5%D1%80%D1%82
:<)=

Виктор Богданов   16.09.2017 09:42   Заявить о нарушении
А в целом... весьма трудно согласиться с приводимыми аналитическими рассуждениями. Доказательная база - в литературоведческом аспекте - жидковата, а в аспекте художественного произведения, - скучновата.
:<)=

Виктор Богданов   16.09.2017 09:50   Заявить о нарушении
Виктор, на мой взгляд, Ваша ссылка на этимологию, где чёрт происходит от "черты" - как раз не просто неубедительна,а, по большому счёту, высосана из пальца :). Увы, сама этимология - очень "скользкая" наука, и многие "этимологические" изыски чрезвычайно сомнительны, с этим приходится сталкиваться часто. В том числе, например, и в четырёхтомнике Макса Фасмера, и в других этимологических словарях.

Фима Жиганец   16.09.2017 13:02   Заявить о нарушении
по поводу восприятия самого очерка - вполне допускаю, что у Вас лично сложилось именно такое мнение. Однако Вы - пожалуй, единственный. Сейчас мне предложили выпустить книгу очерков по МиМ в одном из центральных издательств. Причём сначала, только услышав о теме, отказались, поскольку не планировали на 2018-й книг гуманитарного направления. Но, когда прочли несколько очерков, решили сделать исключение. Издательство, между прочим, уважаемое и интеллектуальное. Так что у каждого - свой вкус.

Фима Жиганец   16.09.2017 13:08   Заявить о нарушении
Фима, Вы, видимо, имели в виду, что неубедительной является позиция, что "чёрт" и "черта" произошли от одного корня. Ссылка-то абсолютно реальна... да и привёл я её по большей части для менее искушённых ников, которые, возможно, будут знакомиться с содержанием дискуссии. Что касается этимологии как науки, у меня совершенно другая позиция... но нужно ли здесь дискутировать о ней и прочих теоретических дисциплинах? Кстати, близость обсуждаемых слов - весьма расхожий стереотип. Полагаю, в этом каждый может убедиться и без моих ссылок.
Во второй части Вашего ответа ощущается некоторая обида... простите великодушно. Действительно, это всего лишь моё досужее мнение, да и относится оно лишь к тому небольшому кусочку, который я прочитал.
Но в Вашем доводе относительно издания есть несколько любопытных, имхо, аспектов. К примеру, можете ли привести хоть одну интересную книгу, написанную в прошлом году и изданную в этом? Такую, содержание которой дышало бы новизной и строгостью изложения? Безукоризненную логически и убедительную для любого грамотного человека? (Пособия по ЕГЭ не в счёт)))) Буду весьма признателен, если таковая обнаружится в Вашей памяти.
Кроме того... издать книгу нынче - сущий пустяк, Вы согласны со мной? Даже бесплатно. За последние пару десятков лет (современная)книга, увы, утратила статус авторитетного источника знаний. Впрочем, к Вам это не относится - Вы известный литератор. Поэтому желаю огромных успехов и Вашей новой книге, и всему Вашему творчеству. Безусловно, она получит самый широкий круг читателей.
Удачи Вам, Фима, и радости! )))
Искренне
:<)=

Виктор Богданов   16.09.2017 14:04   Заявить о нарушении
Виктор, ссылка, конечно, реальная, и я по ней прошёл к тексту, ознакомился. Что касается споров об этимологии как науке - сам вопрос, естественно, нелеп. То, что это - наука, мне кажется, не подлежит даже обсуждению. Но то, что очень многие этимологи позволяют себе зачастую самые дикие и нелепые толкования происхождения слов - тоже вполне очевидно.

Хотя в нашем случае предполагаемая "близость" слов "чёрт" и "черта" ровным счётом не имеет никакого отношения к делу. Неважно в нашей ситуации, что откуда вытекает и куда оно течёт. Но то, что даже в родословной Чарторыйских специально указано, что в народной этимологии Черторый связывается с "чёрт вырыл" - это очевидно. Я приводил уже цитату - http://armycarus.do.am/publ/gosudarstvo/armija_angelov_karusov/chartoryjskie_znamenityj_knjazheskij_rod/18-1-0-192

Фима Жиганец   16.09.2017 17:44   Заявить о нарушении
Вот Вам ещё сссылка на сайт о Москве, глава "Черторый (Черторой):
"В народных говорах такой овраг называли чертороем. Вот и стали местность называть Черторьем, а затем Чертольем. Превращение «р» в «л» не затемнило первоначального значения слова: мол, чёрт рыл этот овраг. Это и побудило набожного царя Алексея Михайловича издать указ о переименовании Чертольской улицы в Пречистенскую по иконе Пречистой Божией Матери (Смоленская икона в Новодевичьем монастыре). Со временем в разговорной речи название укоротилось до Пречистенки".

Фима Жиганец   16.09.2017 17:47   Заявить о нарушении
Ах да, ссылка - http://mosriver.narod.ru/chertory.htm

Это всё настолько очевидно, что смешно даже спорить.

Что касается моей "некоторой обиды"... Благородный муж не обижается, благородный муж огорчается :). Ну, всегда автору в какой-то мере огорчительно, когда о его произведении пишут критически.

Однако не стоит принимать подобные отзывы близко к сердцу, особенно если они не обоснованы критиком. Ну, для Вас очерк неубедителен и скучен. Принимаю этот факт к сведению - не более того. Были бы аргументы, возможно, отнёсся бы как-то иначе. В зависимости от значимости аргументов.

Ведь в любом случае Ваше замечание - это плюс. Я увидел лакуну в своём изложении: следовало бы как раз дать более подробное разъяснение по поводу названия ручья. Что я и сделаю при подготовке очерка. Вернее, я его подготовил, но теперь - вернусь и отредактирую. И это замечательно :).

Теперь о том, как "легко" издать сегодня книгу :). Вот тут могу точно сказать: Вы не имеете об этом ни малейшего представления. Да, за свой счёт издаться - это без проблем. Но чтобы ИЗДАТЕЛЬСТВО приняло книгу и заплатило за неё гонорар, тем более книгу из ряда гуманитарных - это вещь почти невозможная. И если мои книги издают, значит, они чего-то да стоят. Например, четырёхтомник очерков произведениях уголовно-арестантского песенного фольклора в истории и культуре России.

Кстати, когда я написал первый вариант книги о МиМ, его сходу купило издательство ЭКСМО (я даже не все очерки к тому времени написал, дописывал потом о живых шахматах и волшебном глобусе). И гонорар хороший выплатили! И на пять лет взяли исключительные права. Правда, книгу так и не выпустили. Редакционный отдел распался или ещё какие-то проблемы - я так и не понял. Толком добиться ничего не смог. Да и оно мне нужно? Деньги-то получены :). К тому же в это время меня перестал удовлетворять формат, в котором были написаны очерки. Я даже хотел было предложить редакции ещё до подписания договора отредактировать книгу заново, но оно само по себе решилось. Впрочем, они выпустили мой двухтомник по истории профессиональной преступности в Советской России двумя изданиями, грех хулу на них класть :).

В СЕГОДНЯШНИХ УСЛОВИЯХ ПРИ НЕМЫСЛИМОЙ ЦЕНЕ НА БУМАГУ И ТИПОГРАФСКИЕ УСЛУГИ, издательство никогда не выпустит за свой счёт, да ещё с выплатой гонорара, книгу, которая не имеет шансов окупиться. Поэтому я готовлю рукопись, вполне имея в виду, что может случиться всё, что угодно.

Греет душу лишь то, что, сначала не желая принимать мою книгу даже к рассмотрению, позже издатели сами предложили договор.

Фима Жиганец   16.09.2017 18:11   Заявить о нарушении
Да, действительно, Фима, моё несколько огорчительное замечание никак не обосновано. Увы... на нашем сайте я всего лишь обычный поэт, а не критик... а понаписанные мной пять тысяч рец - всего лишь (стереотипные) читательские отклики, и не более того (два-три исключения - не в счёт).
Хотелось бы, ох, как хотелось бы, дать развёрнутый критический отклик на Ваш аналитический труд. Но, увы, сегодня для меня это абсолютно невозможно. А для Вас и Вашего очерка - и не нужно. Ещё раз желаю Вашему труду быстрее преодолеть все бюрократические заковыки и быть изданному в твёрдых копиях.

Два слова (не для полемики, просто, может, будет интересно) о своей позиции, почему встреча героев МиМ произошла на Патриарших. Моё мнение не в деталях, а принципиально отличается от Вашего. Имхо, имхо, имхо.
Давно ли Вы были на Патриарших, Фима? И часто ли Вам там доводится бывать? У меня с Патриаршими связано весьма многое, и бывать там приходилось часто. Там рядышком - один весьма солидный институт, выпускавший на свет Божий всякую-разную навороченную чертовщинку. Его задания я раньше частенько выполнял, как инженер. А сейчас мой друг купил квартиру на Патриарших, и, полагаю, я буду там бывать ещё чаще. Так вот: не замечали, что с Патриаршими мистически связано слишком много странного? И именно там с простым человеком может произойти всякая-разная, порой самая невероятная, чертовщина? На себе и своих друзьях испытывал это несколько раз. Сейчас рассказать - не поверите. Так что, имхо, дело не в названии или легендах, а имманентных свойствах этого необычного места.
Только, ради Бога, не подумайте, что я хочу Вас переубедить или что-то в этом духе. Полагаю, Булгаков сталкивался с этим свойством Патриарших, хотя никаких доказательств у меня нет.
:<)=

Виктор Богданов   16.09.2017 19:12   Заявить о нарушении
Ну, Ваше замечание нисколько не опровергает мои исторические изыскания :). Помыслите над этим. На Патриаршие всегда захожу, когда бываю в Москве. Не знаю, мне там уютно :). Может, потому что родился в Вальпургиеву ночь, 30 апреля в 21.45? :) Мать точно запомнила, потому что не хотела, чтобы я родился в мае и всю жизнь маялся :).

Фима Жиганец   16.09.2017 20:52   Заявить о нарушении
Безусловно так. Не опровергает. Более того, нет никакого смысла полемизировать с Вашим экскурсом в историю Патриаршего местечка. Насчёт фамилии давешнего князя... и двух "однокоренных" слов... это ведь и не попытка уточнения даже, а маленькая, ничего не значащая ремарка.
Моё же восприятие содержания очерка вызвано совершенно другими факторами:
Согласимся с тем, что причина встречи персонажей МиМ на Патриарших вызвана "закозлённостью" этого места. Но! ведь Булгаков писал роман для советского и, в первую очередь, русского, читателя. А воспринимал ли житель Хабаровска или, скажем, деревни Горютино, район около Малой Бронной как место, которое чёрт попутал? Это как минимум сомнительно даже сегодня. Кстати, именно это дало Вам возможность "открыть глаза" на сей своеобразный факт не слишком эрудированному читателю из среды современного общества. В этом аспекте, имхо, мало обосновать то, что Патриаршие слыли среди москвичей нехорошим местом (пусть так). Нужно ещё
привести мало-мальски логичные и убедительные соображения, что Булгаков осознанно решил связать место появления Воланда с дешёвыми средневековыми предрассудками и суевериями. Увы, я таковых в Вашем опусе разглядеть не сумел.
Но хорошо. Тогда давайте допустим, что древние москвичи действительно полагали именно Козье болото самым чёртовым из болот, со всех сторон окружавших Москву. Заодно придётся предположить, что Булгаков тоже так полагал вслед за малообразованными козоводами из болотистых мест. (Мне очень, очень трудно это предположить, ну да ладно). Но! тогда с очевидностью возникает мысль: раз Булгаков (кстати, а по какой причине?) пошёл по такому шаткому пути, он, как ответственный и талантливый писатель, должен был бы выбрать самое (!), или одно из самых чёртовых мест Москвы. А являются ли Патриаршие таковыми? Гкхм... такое утверждение слишком смело. Слишком. Рискну обратить внимание на место, которое с давних пор пор слыло весьма и весьма чертовским. Патриаршие в сравнении с ним - просто ангельское общежитие. Во времена, когда Патриаршие были Козьим болотом, это место называлось Пожар. Оно не застроено и ныне. Полагаю, Вы, как знаток истории Москвы, прекрасно знаете, о чём я говорю. Уж это место точно воспринималось народом, как бесовское. Знал о старом суеверии и Булгаков. Почему же не там встретилась известная группа лиц (козлов)?
Короче, несмотря на огромную работу, которую Вы проделали, не могу, ну хоть убейте, не могу усмотреть связи Ваших выводов с замыслом Булгакова.
Уж простите, Фима, по этому вопросу наши позиции расходятся.
:<)=

Виктор Богданов   17.09.2017 00:02   Заявить о нарушении
Я не против того, что позиции расходятся. Но вот по поводу того, что Булгаков должен был ориентироваться на безграмотного или, мягче скажем, неискушённого читателя... Как раз наоборот, МиМ написан ВРОДЕ БЫ просто и полон деталей советского быта, но с другой - СОВЕРШЕННО ОЧЕВИДНО, что рассчитан он именно на грамотного и искушённого читателя. Там ведь столько очевидно непростых аллюзий, отсылов к непонятным для жителя деревни Гадюкина именам, что многослойность романа очевидна. Герберт Аврилакский, Вицлипуцли, Кант с его шестым-седьмым (в зависимости от редакций романа) доказательством, бал у Сатаны со сверхэкзотическими для того времени гостями, масса подспудных указаний на христианские ереси, масонов, альбигойцев (например, сцена с попранием лика Христа Иванушкой: ведь это - обязательный обряд при вступлении в ряды рыцарей-альбигойцев!) и т.д. Можно долго перечислять, особенно вкупе с редакциями романа, который писался 12 (!) лет, но так и не был дописан...

Что касается выбора места. Булгаков не ориентировался на то, какое из мест "чертенястее". Это возражение вообще несерьёзно. Почему он выбрал Патриаршие, я объясняю, и роль козла, и корван (явный отсыл к празднику Йом-Кипур)... Разумеется, немалое значение имело и то, что Булгаковы долгое время жили рядом с Патриаршими, ходили гулять на бульвар, то есть вот эта близость (не только "географическая") места тоже имеет огромное значение.

По поводу Красной площади, которую стали одно время называть "Пожар", - вообще не аргумент. Она не имела таких легенд, которые связывали бы её с нечистой силой, как Патриаршие. Пожары - это всё же совсем другое. На Козьем болоте патриарх ЛИЧНО ОСВЯЩАЛ МЕСТО, чтобы изгнать диавола в образе чёрного козла.

Ваша критика сводится лишь к одному: вот я не верю, и всё. А почему Булгаков выбрал Патриаршие, а не Красную площадь или Чистые пруды? (кстати, в очерке "Мухтар спускается в ад" я упоминаю о том, что Чистые пруды вполне бы подошли, тем более там, в отличие от Патриарших, ходил трамвай).

Вся книга Булгакова - это связь мистики и реальности, истории и современности, вольного сдвига времён (это у меня в главе о времени действия в романе), дьявольщины, христианства и атеизма. Я пытаюсь поделиться с читателем своими наблюдениями. Каждый волен соглашаться или нет, но и я волен принимать или не принимать его сомнения. Однако при этом всё же пытаюсь аргументировать. Если читатель - не полностью отмороженный на голову, как Ержан Урманбаев-Габдуллин.

Фима Жиганец   17.09.2017 12:10   Заявить о нарушении
Эва. Эх, Фима, Фима... ощущается в Вашем последнем посте некоторое раздражение... и немалое. Только передёргивать-то зачем? Не нужно. Или Вы действительно полагаете, что в деревне Горютино живут безграмотные люди? И в Хабаровске заодно?
Или Вы полагаете, что "русский" и "безграмотный", - это синонимы? Собственно, это дело Ваше, но не нужно вкладывать в мои посты того, чего я не писал. Договорились? Надеюсь, что да. Вы подумайте, пораскиньте мозгами над моими доводами. Только без раздражения. Если Вы считаете, что Пожар не считался чёртовым местом, что же... Ваше право.
Булгаков жил недалеко от Патриарших? Вот именно! Именно, Фима. Вы как бы возражаете мне, а ведь именно я привёл этот довод в нашей полемике. Совершенно ясно, что тот факт, что Булгаков любил гулять у Патриарших, намного важнее, чем то, что патриарх лично проводил освящение чёртячно-чёрнокозлиного места. Он и пруд лично построил - это же его личная слобода была.
Зря Вы перешли на личности, дав забулдыжную оценку моим доводам... "не верю, и всё". Хо! Ну, если автор доводов о чёрте и чёртовых местах не в курсе, что "черта" и "черта" - однокоренные слова, то какая цена его доводам? Давайте вот как: подведём черту под этой дискуссией, а то мы зайдём чёрт-те куда. Надеюсь, не думаете, что я тоже, вслед за Вами, оказался здесь несколько раздражённым?
Ещё раз удачи Вам и радости, Фима! )))
Искренне
:<)=

Виктор Богданов   17.09.2017 19:06   Заявить о нарушении
А! Фима, кто такой Ержан... как его там... не знаю, не помню, чтобы гостил на его страничке. Но, судя по Вашему, несколько ироничному тону, догадываюсь, что Вы 1)не слишком высоко его цените; и 2)намекаете, что и я того же теста. ))))))
Вас не Гелла ли нынче покусала, Фима? И откуда в человеке, который почитает себя благородным, вдруг прорывается столько необузданной злобы? И всего-то из-за того, что кто-то дискурсивно разбил его доводы?
:<)=

Виктор Богданов   17.09.2017 19:26   Заявить о нарушении
Разве я перехожу на личности? Перечитайте нашу милую беседу. Далее: по поводу жителей России (не я называл Хабаровск и деревню Горютино), которые не знают об истории Козьего болота. Для писателя это не столь важно. Если не сказать - не важно вовсе. Тем более для писателя мистического, как называл себя Булгаков. Я ведь персонально для Вас разжёвывал, что в МиМ СТОЛЬКО ПОДТЕКСТА, СТОЛЬКО ИМЁН, ОТКРЫТО НАЗВАННЫХ, НО НЕ РАСТОЛКОВАННЫХ, что для него вовсе не обязательно, чтобы делать из романа пособие для безграмотных. Есть самый верхний, легко читаемый слой для широкого потребителя - вот как Вы, - любовная история, перелицовка библейского сюжета, история появления сатаны в Москве и приключения его свиты.

Но есть и шестое-седьмое доказательство Канта, например. Булгаков же не разжёвывает, что вообще за доказательства Кантом отсутствия Бога и прочее. Не говоря уже о скрытой иронии: за завтраком с Воландом Кант не мог ему ничего рассказать, ибо КАНТ ВООБЩЕ НЕ ЗАВТРАКАЛ! Это - общее место, которое известно из биографии философа.

О Красной площади. Толковать частые пожары можно как угодно. Но это не связывает место с дьяволом. С Патриаршими - иное дело: здесь прямая топонимическая легенда, и изгнания козла непосредственно патриархом. Далее у меня всё изложено, надо только читать не через пятое на десятое.

По поводу чёрта и черты - повторяю, это лишь версия этимологов, и аргументы более чем хлипкие. Таких версий - тысячи. Более того: даже если бы эта версия была дистиллированно чистой :)), всё равно НАРОД СЧИТАЛ РУЧЕЙ ВЫРЫТЫМ ЧЁРТОМ, на что я и указал. И это отражено в многочисленных источниках по истории Москвы.

Раздражение моё? Да надоел уже Ваш абсолютно тупой троллинг, когда необходимо повторять аргументы, а оппонент не желает их слушать и в них вникать.

Да, Ваши возражения построены исключительно на "а вот я не верю". Да Бог в помощь. Имеете право. Продолжайте не верить. Однако у Вас нет ни одного сколько-нибудь убедительного возражения. Перечитайте свои реплики - и можете сами убедиться.

Со мною можно не соглашаться, даже считать версию мою неубедительной. Никаких проблем. Но тратить время на пустопорожнюю болтовню неизвестно о чём... Увольте.

Недавно один читатель в комментарии на мою статью о ростовских памятниках, не зная, что ответить, написал: "А чего это Сидоров влепил слово "кощунственно"? Что это за слово такое? Средневековое мракобесие". Знаете, возражать на подобную ахинею - много чести.

Фима Жиганец   18.09.2017 11:11   Заявить о нарушении
Ба! Фима! )))))))))))))))))
Наконец-то Вы соизволили снизойти до оскорблений. Это в Вашем духе.
Хотите услышать от меня: "...сам дурак..."? Ну... Вы же полагаете себя благородным мужем. Хорошо. Ваши заметки о Булгакове не стоят ломаного гроша. Троллинг? В этой точке мне вспомнилось Ваше выступление в "Вечерних стихах". Помните, относительно плагиата? ))))))))) Над Вами тогда смеялось полстихиры, и не только.
Вы мне растолковали? )))))))) эва... ну, повеселили. Да все Ваши "доводы" читаны-перечитаны. Увы, Вы не придумали ничего от себя... компиляция, причём самого примитивного пошиба.
А! Искренне надеюсь, что этот пост окажется последним под этой, единственной и неповторимой, рецензией на Ваш великомудрый труд, не имеющий к Булгакову никакого отношения. Или занесите меня в чёрный список.
И не забывайте, коллега - я не из тех, кто нарушает правила сайта. А посылать поэтов куда подальше - невежливо. Уловили, или для Вас придётся специально растолковывать? Могу и по существу предмета Вам многое растолковать. Но это - только в рамках платных услуг, каковых хватает на нашем сайте.
Удачи Вам и радости! )))
Искренне
:<)=

Виктор Богданов   18.09.2017 11:54   Заявить о нарушении
Вы с ума сошли, милейший :). Осмелюсь предположить, что вы - из шайки-лейки, защищавшей этого самого плагиатора :). Только так и можно растолковать замечание насчёт "Вечерних стихов".

Ну да ладушки, это у вас уже истерика :). Причём на уровне какого-то дикого самомнения. Чтобы я вас куда-то посылал?! Окститесь. Много чести.

Вы даже не в силах отличить компиляцию от литературоведческого исследования. Слава Богу, для этого существуют вменяемые читатели и серьёзные филологи. Разумеется, вас я в их число не включаю.

Кроме пустой, никчёмной болтологии, вы оказались ни к чему не способны.

Не засоряйте своим мусором страницу.

Фима Жиганец   18.09.2017 15:04   Заявить о нарушении
Ох, Фима, Фима... Вам прислать валерьянки? Давайте адрес, я пришлю. Заметьте, бесплатно. Только сейчас я начинаю понимать, почему солидное издательство, заплатив Вам деньги, не стало печатать Ваш опус. Остались ещё солидные люди в литературном мире.
:<)=

Виктор Богданов   18.09.2017 16:35   Заявить о нарушении
Завидуете гонорару :)? Поучитесь элементарной логике: издательство сначала прочло, потом отдало на рецензию специалистам, получило положительный отзывы - и предложило мне договор :)). Даже когда шутите, надо включать мозги. Это не так трудно. Хотя бы попробуйте.

Фима Жиганец   18.09.2017 17:10   Заявить о нарушении
Господа, вы не могли бы ругаться в соседнем помещении?

Виктор Станчик   18.09.2017 18:47   Заявить о нарушении
Виктор, прошу прощения. Хотя, ради справедливости, диалог всё же под моей статьёй. Но вы правы: караул устал...

Фима Жиганец   18.09.2017 18:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.