Солнце Любви Владимира Соловьёва

Владимир Сергеевич Соловьёв - не просто поэт. Не просто и философ. Он - демиург и в поэзии, и в философии. Не случайно я в своей Антологии поставил его сразу за Лермонтовым. Их роднит именно это - они оба были демиургами в поэзии, они открыли новые горизонты поэтического видения, они указали пути, по которым пошли их последователи. Михаил Лермонтов вывел русскую поэзию в мир высокого романтизма, а Владимир Соловьёв обозначил новые символы поэтического сознания, расширив это сознание беспредельно. Он стал в поэзии оперировать понятием Времени, как реальной силой нашего мира, но он же и противопоставил Времени силу Любви - Вечной Женственности, уравняв её с Богом в образе Софии - величайшей Премудрости Божьей. В определённом смысле он вернулся к раннему христианству, где идея Премудрости Божьей была определяющей. Ей посвящались главные святыни христианского мира - София в Константинополе - самый грандиозный храм в христианстве, а также София в Киеве и в Новгороде - главные храмы древней Руси. София воспринималась как творящая рождающая сила - эманация Высшего Разума и сила эта была женственной. Может быть в этом было даже что-то языческое, идущее от Матери Сырой Земли, из которой вышло всё по представлениям древних славян. Но здесь Земля соединялась с Небом - Уранией древних греков - одухотворяющей силой Вселенной. В конце концов христианская ортодоксия отвергла женское начало в Боге, объявив это ересью и храмы Софии заменились на храмы, посвящённые Деве Марии - Богоматери, которая превыше ангелов и архангелов. Однако в Поэзии, которая сама по себе очень женственна, осталось ощущение Божества как женского начала мира, своего рода Солнца Любви, которое оживляет и одухотворяет всё. Певцом Софии стал полубезумный философ Владимир Сергеевич Соловьёв, живший в конце XIX века в России - в меркантильное, прозаическое время, когда в Бога уже не верили, а верили в клистирную трубку доктора Чехова и восхищались Базаровым, для которого мир был не храм, а всего лишь мастерская. Соответственно и поэзия превращалась в вещь рутинную, прикладную. Нужен был прорыв! И такой прорыв совершил Владимир Соловьёв, вбросив в сознание твердолобых атеистов идею Всемирной Любви, соединённую с Божественным Разумом - Софию... И родилась Новая Поэзия, родился Серебряный Век, принесший так много нового и яркого в наш тусклый мелочный мир. Владимир Соловьёв стал демиургом новой духовности, он словно открыл источники новых эстетических идей. И пускай Серебряный Век сейчас ругают за его кажущуюся аморальность, за "поруганье заветов священных", но ведь в этом был поиск нового света, новых идей, нового мира, поиск Духа, чего так не хватает сейчас нам в нашей скучной и трусливой современной цивилизации комфорта и мелочных удобств. Где ты, новый Владимир Соловьёв! Явись снова к нам и скажи, что смерть и время не всесильны, не вечны, они пройдут и вечным будет лишь Солнце Любви.

Станислав Зотов


Рецензии