Легенда об Асфодель

Эпиграф

Еще далеко асфоделей
Прозрачно-серая весна,
Пока еще на самом деле,
Шуршит песок, кипит волна.
Но здесь душа моя вступает,
Как Персефона в легкий круг,
И в царстве мертвых не бывает
Прелестных загорелых рук.

Осип Мандельштам

Предисловие

Асфодель (лат. Asphodelus) - типовой род растений подсемейства Асфоделовые (Asphodelaceae), включаемого в семейство Ксанторреевые (Xanthorrhoeacea. Род асфодель насчитывает около 20 видов. Они могут быть как многолетними, так и однолетними растениями с коротким утолщённым корневищем или клубневидными корнями и высоким стеблем. Листья многочисленные, темно-зеленые, линейные, узкие, длиной 40-60 см. Белые или розовые цветки собраны в кисть или метелку. После периода цветения появляются плоды - округлые кожистые коробочки длиной не более 1 см, которые наполнены черными семенами. Размножение возможно делением взрослого растения или семенами. В природе представителей рода можно встретить на обочинах дорог, солнечных каменистых лугах или на пустырях. В культуре чаще других видов встречается Асфодель белый (А. albus). Это теплолюбивое растение без особого труда можно выращивать в средней полосе России. В странах с теплым климатом распространены такие виды этого растения, как Асфодель тонколистный (А.tenuifolius), Асфодель дудчатый (А.fistulosus) и Асфодель бесстебельный (А. acaulis). Систематики считают ближайшим родственником асфоделя представителей редкого рода Асфоделина (Asphodeline). В природных условиях число этих растений постоянно сокращается. Асфоделина занесена в Красную книгу России.Русское название - Асфодель (асфодил),Латинское название - Asphodelus. Семейство - Лилейные (Liliaceae).Родина - Обширная территория от Средиземноморья до Индии. В греко-римской традиции символизирует рай, острова Благословения, Елисейские поля. Впоследствии асфодель стал погребальным символом смерти и скорби и ассоциировался с кладбищами и руинами. Эмблема Персефоны и Диониса. Также имеет отношение к Деве Марии. Асфодель - легендарный цветок, ставший известным благодаря выдающемуся историку-летописцу Гомеру и его произведение Одиссее. Со времен Древней Греции асфодель получила печальную славу. Полевое растение со звучным названием асфодель семейства лилейных - Asphodelusобозначает «ничто его не превосходит» и образовано от греческого a - частица отрицания и sphallo - «я превзойду». Труды Гомера свидетельствуют также, что растение применялось в пищу бедными жителями древнегреческого города Аркадии. Первоначально основным питанием населения Аркадии являлись желуди, а корни и семена асфодели приносились в жертву умершим душам, а в последствии появились и в рационе живых, их употребляли до тех пор, пока греки не открыли новые злаковые культуры. Вареные или жареные на углях корни асфодели употребляли в пищу, а из очищенных растений даже готовили ритуальный напиток, об этом рассказывает в своей книге «Экзотические растения» Патрик Милуан. Как оказалось, в корневище асфодели содержится крахмал. В подземном царстве асфодели устилали луг, по которому гуляли души умерших. Судя по легендам, Древние Греки сажали этот цветок на могилах умерших с верой в то, что они тоже нуждаются в пище… Роберт Грейвс, английский историк и литератор, в своем труде «Мифы Древней Греции» описывает царство мертвых, ссылаясь на древние письмена - Иллиаду и Одиссею Гомера, труды Платона и Павсания, Метаморфозы Овидия и других греческих летописцев. Попавшие в Аид души оказываются на Асфоделивых лугах или Елисейских полях, которые простираются вплоть до города Эреба с дворцом повелителя преисподней Гадеса и жены его Персефоны. Слева от дворца Гадеса растет белый кипарис, под которым протекают воды реки Леты - воды забвения, утоляющие жажду душ умерших. Если души были признаны богами, и прошли инициацию, они боялись пить воду из Леты: рядом протекала река Памяти. Чтобы помнить себя и иметь надежду на возрождение, эти души пили воду из нее. Во всех греческих мифах прослеживается вера и надежда на возрождение после смерти, у греков считалось, что даже богиня Персефона - царица подземного царства, может быть доброй и милостливой, и подарить душам усопших то, что они пожелают. От Асфоделивого луга идет распутье трех дорог, на котором сидят боги Радамант, Эак и Минос, встречают тени мертвых и судят их души. Радамант судит азиатов, Эак — европейцев, а Минос участвует во всех судах и помогает выносить верный приговор. Греки верили, что после суда на распутьи тени отправятся по одной из трех дорог. Вершением суда человека, который жил праведной жизнью, боги преисподней направляли в город Элисиум, где царит вечный праздник, льются музык и песни. Греки верили, что в загробном мире есть счстливая обетованная земля, где никогда не заходит солнце, и эта земля уготована только праведникам. Если душа человека была отягощена тяжкими преступлениями и жизнь неправедной, боги преисподней отправляли душу тени в поле мук по второй дороге. А если умершая душа во время суда не была признана праведной, но боги не смогли доказать ее неправедность, эти тени отправлялись по третьему пути — обратно в Асфоделивые луга, бесцельно блуждая среди толп себе подобных.
Использование.
Особенной ценностью обладают сочные и мясистые клубни асфоделя. Древние греки знали о лечебных свойствах клубней асфоделя и употребляли их в сыром виде при отравлениях. Благодаря тому, что в клубнях этого растения содержится крахмал, углеводы и сахар сегодня их применяют для изготовления клея и в спиртовой промышленности. В некоторых странах измельченные клубни асфоделя используют для производства так называемого "асфодельного хлеба". Кроме того, клубни этого растения содержат солоноватую на вкус жидкость, которой во время засухи страусы утоляют жажду. Древние греки знали о лечебных свойствах клубней асфоделя и употребляли их в сыром виде при отравлениях. В Турции из асфоделя (чириш) чего только не готовят – и супы,и вторые блюда, и на завтрак… Также чириш полезен диабетикам. Его употребляют в еду при проблемах с кишечником , для стимуляции иммунной системы, как мочегонное средство.

Садись, мой друг, будь молчалив,
Сегодня слушай новый миф…

Аид* - бог властный царства мёртвых,
С характером упорно - чёрствым.
Рождён был Кроносом и Реей,
Сам лицедей среди злодеев.
Что даже Зевс и Посейдон,
Хоть братья, всё равно поклон
Ему отвешивали часто.
Суров Аид – бог мёртвых, властный.
Богатств подземных всех не счесть,
Всё в его недрах точно есть.
«Гостеприимен» к входу смертных,
Со «щедростью» своей безмерной.
Не зря на имя на слуху -
Все греки ставили табу.

Жена его, звать Персефона**,
Деметрой***, Зевсом, что рождёна.
Была богиней плодородья,
Владычицей всей преисподней.
Деметрой вскормленная грудью,
Была средь нимф в пещере чудью.
А, как в лета она вошла,
Красива стала и нежна.
Что парни все пред ней в поклон,
Средь них Арес и Аполлон.
Играя, шлёт вокруг флюиды,
Средь прочих выбрала Аида.
Тот, несомненно, колоритен…
Вернее он её похитил.

А помогла ему в том Гея****,
Земли богиня, света фея,
Произвела на свет Уран,
Он - небо наше, не обман.
Сошлась чуть позже с ним легко,
Ведь всё живое от него….

Случилось это на лугу,
Сжимало солнце лик в дугу.
В коммуне у селенья Энна
Гуляла с нимфами, но сцена…
Аид невестой посчитал,
Её, увидев, возжелал…

В долине солнце, много звона,
Гуляла дева Персефона.
Чтобы завлечь её – подлог,
Явила Гея вдруг цветок.

То – АСФОДЕЛЬ, лучист как солнце,
Все стрелы - листья с волоконцем.
К себе взгляд манит он лучась,
На миг девица отвлеклась….

Нагнулась, сорвала его,
Земля разверзлась, ничего.

Стекает вниз земная брага,
Летит коней четвёрка мрака,
А правит ей сам бог Аид,
Что нравом дерзким знаменит.
Схватил девицу он рукой,
И скрылся разом под землёй.

Согласье вырвать – есть заветы,
Дал выпить ей глоток из Леты*****,
Реки подземной царства мёртвых,
В долине гордо распростёртой.
Чтоб та забвенье получила.
А о земле всё позабыла.

Так и случилось,…он нарёк,
Своей женой. Аид всё смог.

Нет ничего, чтоб было тайным,
Деметра вЫзнала случайно.

На землю шлёт с утра разор,
Неурожаи, голод, мор…
Да, взревновала, взгляд точён,
Что даже Зевс****** был возмущён.

К Аиду он послал Гермеса*******,
Тот хитр был в юности, повеса,
Среди богов, богинь, кликуш,
Был проводник умерших душ.

Но здесь коса нашла на камень,
Аид, увидев: «Смерь, пыл, пламень!
Нет! Не тебе меня судить!
Ты не мешай мне, братец, жить!
Так и отцу всё передай!
Я всё сказал! Назад ступай!»

И не решив чужих проблем,
Назад Гермес пришёл ни с чем.

Но знал Аид, Зевс злой и грозный,
Решит всё рано или поздно…

И с ним тот должен поквитаться,
Пред тем, как им с женой расстаться,
Он дал ей зёрнышко граната,
Что символ плодородья, брака.
Но не сказал, кто то осудит?!
Что царство мёртвых не забудет…

С тех пор в лугах блуждают тени,
Там АСФОДЕЛЬ цветёт в измене.

Не зря - то греки говорят,
На что способен цвет и рад:
«Пусть АСФОДЕЛЬ и прост и нищ,
Злых духов гонит от жилищ!»

*)Аи;д (др.-греч. ;;;;; (Aidis) или ;;;;, в древнегреческой мифологии — бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых. Старший сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона, Геры, Деметры и Гестии. Супруг Персефоны, вместе с ним почитаемой и призываемой.
**)Персефо;на (др.-греч. ;;;;;;;;;) - в древнегреческой мифологии богиня плодородия и царства мёртвых, владычица преисподней. Дочь Деметры и Зевса, супруга Аида.
***)Деме;тра (др.-греч. ;;;;;;;, также ;;;, «Мать-земля») - в древнегреческой мифологии богиня плодородия, покровительница земледелия. Деметра - вторая дочь Кроноса и Реи и мать Персефоны, свекровь Аида. Сестра и возлюбленная Зевса, сестра Геры, Гестии, Аида и Посейдона.
****)Ге;я (др.-греч. ;;, ;;, ;;;; - «Земля»)- древнегреческая богиня Земли. Согласно мифам, произвела на свет небо Уран, от которого затем родила всё живое.
*****)Лета - подземном царстве Аида, река забвения. Первоначально упоминалась равнина Леты. По прибытии в подземное царство умершие пили из этой реки и получали забвение
******)Зевс (др.-греч. ;;;;, микен. di-we)- в древнегреческой мифологии бог неба, грома и молний, ведающий всем миром[29]. Главный из богов-олимпийцев, третий
*******)Герме;с (др.-греч. ;;;;;), устар. Э;рмий, - в древнегреческой мифологии бог торговли и счастливого случая, хитрости, воровства, юношества и красноречия. Покровитель глашатаев, послов, пастухов, путников. Посланник богов и проводник душ умерших (отсюда прозвище Психопомп - «проводник душ») в подземное царство Аида.


Рецензии
Большое спасибо, Игорь! Лаконично и занимательно. Стихи отличные!
Добра и вдохновения!
С теплом,

Андрей Никашкин 2   04.07.2022 11:38     Заявить о нарушении
Доброе утро, Андрей! Рад вашему вниманию к легенде и позитивному отзыву. С уважением,

Игорь Апрельский   05.07.2022 04:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 55 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.