Как мальчик победил великанов ч. 1

Сказка

Предисловие

«Легенды и песни горских народов все вместе составят одну огромную поэму», - сказал видный ученый XIX века Б. К. Услар, восхищаясь их жизненной правдой и целенаправленностью. Правда, в одну самую большую поэму их все не вместить, у каждого народа они столь разнообразны и неповторимы, что восхищают своей оригинальностью. Известные люди России восхищались устным народным творчеством северокавказских народов. С большим удовольствием использовали сами сюжеты горских легенд, сказок Пушкин, Лермонтов, Толстой и другие. В современном мире значение фольклора качественно возрастает. Почти повсеместно расширились границы соприкосновения фольклора сопредельных народов, и они обогащают друг друга дружбой, любовью и взаимным уважением. Эти качества мы воочию видим между кавказскими и закавказскими народами. Жизненные дороги каждого народа своеобразны. Самобытной культурой, национальной особенностью отличаются карачаевцы и балкарцы. В развитии и становлении культуры народа, в изучении его жизни фольклор имеет особое значение. Он раскрывает в древних сказочных образах национальные характеры героев. Эмегены - в карачаево-балкарских сказках горные Тролли. Образ эмегена очень популярен в сказках балкарцев и карачаевцев, часто упоминается он и в пословицах и поговорках. И в сказках и в эпосе эмегены - антропоморфные (или зооантропоморфные) существа огромного роста и силы, злобные и глупые. Одноглазые великаны в балкарском и карачаевском фольклоре (своего рода родственники адыгских иныжей, абхазских адау, осетинских уаигов). Характеризуя представления о них, Е. З. Баранов писал в примечаниях к опубликованным им записям балкарских сказок: "…под этим именем известны одноглазые великаны, скрывавшиеся в пещерах и занимавшиеся разведением коз. Злые и жестокие, они отличались необыкновенной прожорливостью и особенно любили лакомиться человеческим мясом: поэтому людям, чтобы оградить себя от их нападения, приходилось вести с ними постоянную борьбу. Не отличаясь особым умом, эмегены легко поддавались обману человека, который благодаря своей хитрости часто побеждал их. Эмегены были от одноглавых до тысячеглавых. Отрубленные головы их имели свойство сейчас же прирастать к туловищу; точно такое же свойство имели и остальные части их тела. Поэтому, чтобы лишить жизни эмегена, отрубленную часть его тела следовало немедленно сжигать. Жизнь эмегенов зависела также и от разных предметов, как, например, от оселка, черной палочки сандалового дерева или пояса, носимых ими при себе; если эти предметы человеку удавалось уничтожить, то эмеген немедленно умирал. Кроме того, эмегенам была не чужда и способность к смене облика. Так, в сказке "Черный орел" некий старый охотник спасает и отпускает на волю черного орла, который в благодарность одарил его богатством. Через некоторое время старика встречает трехголовый эмеген, от которого тот хочет откупиться своими богатствами. Эмеген отказывается от богатых даров и требует, чтобы старик выдал за него замуж свою дочь. Но старик и под страхом смерти отказывается променять свою дочь на золото и отказывает эмегену. Эмеген превращается в черного орла и выясняется, что он таким образом задумал испытать старика, что он дороже ценит: дочь или богатство. Очевидно, образ "эмегенов" испытал на себе влияние как древнегреческого фольклора (что совсем не редкость для кавказских территорий), так и тюркской мифологии. Из первой он взял циклопическую основу великана-пастуха и гидровую многоглавость, а из последней - имя. В мифологии монгольских народов (а также тувинцев) "Эмегельджи" (варианты Эмгельчи, Эмеген, Эмегельджин) - это домашнее божество типа богини-матери, покровительницей детей, их счастья и здоровья. Но все эти функции карачаево-балкарским эмеген утеряны. Он выступает только в роли великана.

Возле гор, что в небо рвутся,
где деревья ветер гнул.
У ущелья встрепенувшись
наш раскинулся аул.

Люди в нём живут простые,
Да вот только есть беда.
Эмегены* рядом злые,
Здесь давно живут, года.

Храбрых жителей аула
Много в схватке полегло.
В сказе нашем много шума,
Но послушайте его.

Великаны Эмегены,
Злы, жестоки, суть угроз.
И живут они в пещерах,
скот пасут: овец и коз.

Мясо на костре коптили,
Не гнушались, им не лень.
Человечину любили,
Есть могли хоть целый день.

Но к всеобщему расстройству,
Если хочешь их убить.
Волшебство у них есть - свойство,
Что отрубишь – прирастить.

Кровь черна их, переменна,
Ядовита, надо знать.
Что отрубишь непременно,
Всё в костёр скорей, сжигать.

С амулетом жизнь их тленна,
Палка ль то иль оселок.
Жизнь проклятых эмегенов 
Умирала с этим в срок.

Но при всём - глупы без меры,
Чтобы обмануть его.
Хитрость с ним нужна к примеру,
Победишь тогда легко.

Наш аул - немалый, длинный.
Дом, где рядом старый вяз.
В нём вдова живёт здесь с сыном
Вот о нём пойдёт рассказ…

Решение мальчика

Не высок и слабый телом,
Силы тоже, в общем нет.
Но смекалистый и смелый,
Больше нет таких в селе.

Он решил отбить охоту -
Грабить добрый свой народ.
Людям даровать свободу,
Чтоб был славен дальше род.

Как-то вечером он строго
Маме так сказал, где жил:
«Снаряди меня в дорогу,
Да с собою положи:
Сыру круг мне, дай побольше,
И в большой бурдюк айран.
Всё в суму сложи потолще,
Ждать меня не перестань!»

Всё исполнила как надо:
«Дом, меня не позабудь!», -
Посмотрев с серьёзным взглядом
Он с сумой пустился в путь.

Встреча с эмегеном

Вот река, найти бы броду,
Чтоб пройти без лишних сцен.
Рядом, глядь, а в речке воду
Мутит злобный эмеген.

Страшновато, не до смеха,
кровь по жилам, эка, бес.
Эмеген кричит и эхо,
Будит весь уснувший лес.

«Ах, попался человечек,
Но сегодня добрый я,
Верю, будет славной встреча,
Ждёт тебя моя семья!
А давай-ка мерять силу,
Чтоб всё трескалось по швам.
Ты ж - подарок братьям милым,
Добрый будет ужин нам!»

«Хорошо! Иди быстрее,
Но условье тебя ждёт:
Победит тот, кто сильнее,
Все желанья соберёт!
А начнём, давай с простого –
Масло выжмем из земли.
Это дело мне знакомо,
Ну, потопай, удиви!»

Эмеген стал топать властно,
Даже сель в горах сошла.
Но не выступило масло,
Даже пена не пошла.

Хитрован же незаметно
В землю влил чуть-чуть айран.
И землёй прикрыл секретно,
Чтоб не вскрылся тот обман.

Топнул раз, другой, под пяткой
«Масло» вышло, то ж айран,
Эмеген смущась порядком,
Удивлённый промолчал.

«Что, устал? Всё - между нами!», -
Мальчик молвит: «Исполин!
Ты разбей рукою камень,
Воду выжми с половин!»

Эмеген тут постарался
Камень белый расколол,
Мял его в руках, пытался,
Нет воды – опять прокол.

Мальчик сыр, как камень пылко,
Словно делал так всегда.
Сжал кусок легко с ухмылкой,
Потекла с него вода.

«Да, силён! Я – твой задОлжник!
Хоть ты ростом очень мал.
Что ж, приказывай, исполню,
Раз наш спор я проиграл!»

«На другом брегу в пещере
Мои недруги живут.
Ты неси, где эмегены,
Хоть они меня не ждут.
Проучить, чтобы не смели,
Даже рок судьбы минул.
Чтоб дорогу, в самом деле
Позабыли в наш аул».

Делать нечего, умолкнув,
На плечо, садив впервой.
И водой бурдюк наполнив,
Эмеген побрёл домой…

Продолжение следует…


Рецензии
С удовольствием, Игорь, прочла и прозу, и стихотворную часть. Спасибо, познавательно и интересно. Всех благ, добра и мира.

Евгения Грекова 2   08.07.2020 22:47     Заявить о нарушении
Добрый день, Евгения! Спасибо за одобрение новой сказки! Всегда вам рад. Игорь

Игорь Апрельский   09.07.2020 06:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 59 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.