Легенда о сыне Шатаны ч. 1

Нартский эпос

Часть II. Урызмаг и Шатана.

Уехал в дальний Урызмаг поход,
Давно уж на дороге нет и следа.
На год, а может больше, славить род.
А, что творится в доме, он не ведал.

Уже после отъезда поняла,
Шатана, что рожать пора, тревога.
Медовых три лепешки испекла,
Взмолилась, обращая взоры к Богу: 

«О, Бог Богов! Бог солнца и земли!
Мне помоги, добавь в дела азарта.
Прошу тебя сегодня в ночь пошли
Туманы, спрячь селенье славных нартов!»

И на село спустился с гор туман,
Заволокло дома – то неслучайно
Завесой встал, запутав ночь в обман,
Хоть глаз коли – но не узнаешь тайны.

Шатана же впрягла двоих быков,
Родившихся в день божества Тутыра*
В повозку, та везла её без слов,
Так видно было надо тьме и миру. 

И вот уж берег Терека пред ней,
Вскипают волны с донбеттыра** знаком.
Мальца она родила меж камней, 
Неведомый любви плод Урызмага.

Уверенно сундук потом открыв,
Поцеловав, сложила в нём ребёнка,
Да и пустила, то благословив.
Сундук на чёлн и по волнам их звонко.

Сама же на повозку, стук копыт,
Соседи б не прознали, динь, тихонько.
А лодка, на волнах журча, бежит,
Всё дальше унося с собой ребёнка.

Под утро рыбаки сквозь блеск огней,
Увидев, изловили сразу лодку.
И видят, есть сундук и мальчик в ней,
«Хвала Богам за дар священный!», - кротко.

Их мысли вслух: «В селенье есть алдар***
Но сына нет, наследника всех недров.
А мальчик сей – Богов небесных дар,
Хозяин за него одарит щедро!»

Приняв ребёнка, счастлив был алдар,
Достойны рыбаки большой награды.
Дитя Алдар, Богов небесный дар,
Воспитывал как собственное чадо.

Тот очень быстро рос, взрослел, мужал,
Всё делал с удивительным азартом.
И вскоре каждый на селе спытал,
Что кровь в мальце от самых славных нартов.

Парням в утра проходу не даёт,
В селе давно боятся его жутко:
То сверстнику в кровь ноги разобьёт,
То руку вырвет так, играя, в шутку.

Подкараулит деву у реки,
И усмехаясь, делая коварно.
Кувшины все, кадушки и мешки
Стрелой пробиты меткой того парня.

Жизнь не легка, увы, и такова,
Где, чтобы, как там всё не проходило.
Нет на селе такого озорства,
Где б ни был этот бойкий заводила.

Роптать тут стали люди на селе,
Собравшись на совет, пришли к алдару:
«Владыка наш! Прими наш зов земле****.
Нет сил терпеть проделок парня-дара!
Не хочешь иль не можешь усмирить,
Ведь шалости его – всё это слишком!
Пора решить, как дальше будем жить,
Дороже кто тебе: мы иль мальчишка?!»

Услышав, призадумался алдар,
«Сомнений нет, селяне очень чЕстны.
А сын – найдёныш всё уже спытал,
Ему в селе давно не интересно!

Пусть лучше в дальних странах побродИт,
Поездит пусть и удаль там покажет.
Быть может кто-то вдруг и победит,
и парня за «уверенность» накажет!»

Призвал алдар его к себе, маня,
У самого мороз бежит по коже:
«Иди в табун и выбери коня,
Такого, что никто поймать не может!»

Жеребчик в табуне огонь был, хлёст,
Не взять такого просто так, на шару.
А парень жеребца поймал за хвост,
Да без уздечки прискакал к алдару.

Увидев то, встревожился алдар:
«Он укротил коня, да без уздечки!
Не ведает никто – у парня дар,
Что будет вытворять, взрослев, от печки?!»

Вздохнув, он наставления твердил:
«Ты береги себя в краю том дальнем!»
Бойцов двенадцать в путь сопроводил,
Чтоб тайно, но следили все за парнем.

«Воспитанника посылаю я,
Как будто бы на поиски невесты.
Скачите вы с ним в дальние края,
Но только, чтоб не видели вас вместе.
Ведите до ворот железных там,
Открыть их попытает рукоятью
Той плетки, что тверда (хвала богам),
Лишь загудят – крепки ворота статью.
Тогда он жеребца камчой жахнёт,
И конь перелетит через ворота.
И, если, как сказал, произойдёт,
Назад скачите, ждать буду у грота.
Но помните, спеша - не торопи,
По одному скачите, строя козни.
Вы как горох рассыпьтесь по степи,
Чтоб если б видел вас не заподОзрил».

*)Тутыр (осет. Тутыр) - в осетинской мифологии и нартском эпосе одно из главных божеств, покровитель людей, ворующих скот, хозяин волков. Его имя произошло от имени святого Феодора Тирона. Тутыр управлял волками, которые полностью подчинялись ему.
**)донбеттыр - (букв. «водный Пётр») - в осетинском нартском эпосе повелитель воды, морской стихии. Донбеттыр считался покровителем рыбаков, с ним были связаны несколько осетинских обычаев («донмаконд»)
***)Алдар - владетель, господин; в эпоху развития феодальных отношений - князь, феодал, помещик.
****) зов земле – претензия общего собрания односельчан

Продолжение следует…


Рецензии
Очень похвально, что вас вдохновляет национальный эпос.
И для читателей есть возможность вот так легко прикоснуться..
И познавательно...
Спасибо.

Виктория Тамарина   10.03.2021 12:22     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Виктория! Спасибо за визит и позитивный отзыв. С уважением, Игорь

Игорь Апрельский   10.03.2021 19:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 53 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.