Легенда о том, кому досталась чёрная лисица ч. 1

Нартский эпос

Часть II. Урызмаг и Шатана.

Тот день запомнился, в субботу,
Луч солнца лишь разверзнул мрак.
Пошли однажды на охоту
Хамыц, Сослан и Урызмаг.

Тот день особенным казался,
И как-то сразу у крыльца
Племянник с ними увязался -
Тот здравомыслящий АцА.

«Ну, что, возьмём? Загонщик нужен», -
Сказал уверенно Сослан.
«Пусть с нами будет, добрым мужем
Он станет, коль привыкнет к нам!»

А вот курган, а вот и скалы,
Сидят в засаде, скрыты в тень.
Аца же гонит дичь к ним шало,
Но неудачлив был тот день…

Захолодало, вечерело,
Загонщик гонит к ним лису.
Их ожиданье – верх предела,
Срывает с нервов полосу.

Звук тетивы вдруг слух ласкает,
Разверзнув в скалах лоно тьмы.
Так это ж братья выпускают
В лисицу ровно три стрелы.

«Попал!», - крик громкий, ясны лица,
Восторг троих кипит в сто баллов.
Вильнула в сторону лисица,
И наземь замертво упала.

Заспорили тут братья смело,
Свой выстрел каждый похвалил.
«Определим, друзья по стрелам,
Кто ту лисицу подстрелил», -

Сказал Сослан, «Моя отлита
По образцу всех лучших стрел.
Деянье предков не забыто,
Их удивительный удел»,

«Мою стрелу узнает каждый!», -
То молвил Урызмаг спецом,
«Мне ж посчастливилось однажды
Быть рядом с Сафой* – кузнецом!»

Поднялись нА гору в «обиде»,
Лиса лежит с оскалом злым.
С неё содрали шкурку, видят,
Под ней их точно: три стрелы.

Стрела пробила шею жёстко,
То Урызмагова стрела.
Стрела Хамыца напрочь просто
Ребро сломала, в ткань вошла.

И вновь заспорили тут братья,
И каждый был здесь в чём-то прав.
Одна лишь шкурка, как продраться,
Чтоб поделить её за здрав.

«Друзья, свой пыл постудите»,-
То рассудительный Аца,
Воскликнул: «Братья, не судите,
Вам нартам спорить не с лица!
Уймите ваши разговоры,
И не позорьте род, страну.
Давайте, чтоб решить все споры,
Мы спросим дома Шатану!»

И вот стоят они у дома,
С улыбкой вышла Шатана:
«Случилось, что? Скажу весомо,
Я ль рассудить вас здесь должна?!» 

Вмешался в разговор загонщик,
«Лису убили на горе,
Все три стрелы и каждый спорщик,
Чья шкура будет в той «игре».

«Дела мирские словно прутья,
Не разломить в пучке подчас.
Дадим мы дело нартским судьям,
Они рассудят верно вас!»

«То – справедливо!», - звуки слились,
Кивали важно все главой.
С решеньем братья согласились,
Взяв и загонщика с собой.

Нихас**, тут судьи. Взгляд их важен,
Мудры без споров, не отнять.

«Пусть каждый быль из вас расскажет,
И мы решим – кому отдать!»

«Кому начать?», - был глас уставший,
«Кто первый быль начнёт сейчас?»

«Сначала средний, после младший,
А старший завершит рассказ!»

«Чудес на свете много видел!», -
Хамыц так начал быль свою,

«То, что случилось, не предвидел б,
Послушайте, я вам спою…
В Ахар-Калаке там на рынке
Сушеной рыбы бечеву
Купил, со мной был по старинке
Там мой воспитанник в яву.
Был летний день, зной, солнца много,   
У родника привал в пути.
Ему сказал: «Посплю немного,
А ты лишь рыбину возьми.
Да в роднике мочи немного,
Чтоб и в дороге можно есть.
Ну, всё иди, к повозке строго,
Не вздумай только парень съесть!»

Когда проснулся, вижу парень
Совсем растерянный сидит…
Взгляд бродит, словно он «ошпарен»,
И виновато так глядит…

«Ты, верно, съел её, улыба!
Что ж на здоровье, без числа.
Где ж это видано, что рыба
Была сушеной – поплыла.
Но клялся юноша, чудило,
Богами, небом и землёй.
Его упрямство рассердило,
Что потерял я с ним покой

«Молокосос ты, мальчик!», - резко,
«Как смеешь мне так нагло врать!», -
Воскликнул я в пылу и дерзко,
Мечом ударил, словно тать.

Рассёк его сижу и плачу,
«Брат милый, я себя кляну.
Ведь из-за брюха то судачу,
Как людям всем в глаза взгляну?!»
 
Так долго причитал, но дума,
Вдруг братец правду говорил.
В родник я тело, да без шума,
Через мгновенье он ожил.

И я сказал: «Спасибо, Боже,
Случилось что – благая весть.
Не для себя прошу то всё же,
Поверь дороже горцу честь!»

И дальше в путь, мы всё забыли,
Смеялись, пели, сняв накал.
Чудесней, старцы, этой были,
Поверьте, в жизни не видал».

*)Сафа (осет. Сафа, от греч. ;;;;;; «Савва Освященный») - в осетинской традиционной религии и нартском эпосе дзуар-покровитель домашнего очага и надочажной цепи. В некоторых сказаниях описывается как кузнец.
**)Ныхас или нихас (осет. Ныхас - буквально «беседа, речь, разговор») - название места собраний, игравшее роль общественной самоорганизации осетинского общества. В нартском эпосе ныхас обозначает место общих собраний нартов

Продолжение следует…


Рецензии
Очень достойное произведение.Браво поэту!!!

Висколия Юрина   17.10.2020 11:27     Заявить о нарушении
От души, Висколия, искренно благодарю вас за слова одобрения! С уважением, Игорь

Игорь Апрельский   17.10.2020 16:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 56 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.