Легенда о том, кому досталась чёрная лисица ч. 4

Нартский эпос

Часть II. Урызмаг и Шатана.

Окончание

Начало здесь:
http://stihi.ru/2020/10/09/972
http://stihi.ru/2020/10/10/1335
http://stihi.ru/2020/10/11/1356

Тут у соседнего алдара,
Был случай - тоже всё точь-в-точь.
Повадилась волков орава,
Овец треть резать кажду ночь.

И он к моей хозяйке в дрожи,
Шёл, чтоб внимание привлечь:
«Отдай собаку, может, сможет
Моё мне стадо уберечь!»

А та в ответ: «Не дам собаку!
Боюсь, её не угостишь.
Уж очень ценная, однако,
Не знаю, чем её прельстишь?!»

На то алдар сказать не смея,
Верёвку взял (так надо псам). 
Надел её мне враз на шею,
Да и привёл к своим стадам.

«Зарежьте жирного барана»,-
Велел он строго пастухам,
«Да пса кормите вы желанно,
С добром, хвалу воздав богам!
А суп, что сварите – белите
Отборным козьим молоком.
То псу скормите и не злите,
Вернётся с гаком всё потом!»

Исполнили то точно горцы,
Наелся я, лукавя взор.
У тына, где в загоне овцы,
Постелен для меня ковёр.

Прилёг, глаза прикрыв в мечтанье,
Куда, о, Боже, я попал…
Рот лапами прикрыл в зеванье,
Скуля тихонько, задремал…

А вскоре ночь, на небе звёзды,
Устроив звёздный хоровод.
Всё упоительно и просто,
Но вот уснул и весь народ.

Слух ловит в тишине невольно,
Шум, шорох – то недобрый знак.
Волков двенадцать ровно в полночь

Подкрались, воя: «Урызмаг!
Тебя учуяли достойный!
Всей стаей мы пришли к тебе!

В ответ завыл им: «Нет! Не вольны,
Вы делать всё в своей судьбе!
Сейчас до самого рассвета
Вас не пущу поднять главы!»

Завыли волки в тьме ответно,
Средь утром скошенной травы.

«И пусть падёт на нас немилость.
Двенадцать нас, а ты один!»

«Что ж будет трёпка в вашу милость,
Я – Урызмаг! Батыр, един!»

И начиналась тут драка-ссора,
Шерсть в зубы, каждого вздыбил.
Валил волков всех без разбора
Ни одного не пропустил.

К утру я сладил с этой бучей,
Там у загона, где был тыл.
Волков двенадцать в рядик кучей
Всех без раздумий уложил…

Когда же встал алдар: «Мне ль снится?!
Да, нет, всё верно! Взгляд таков…
Для изумленья нет границы –
Ещё б двенадцать тел волков».

Меня обнял и нежно гладил:
«Мой добрый пёс как ты помог!», -
По шерстке, по загривку сзади,
И говорил: «Спасибо, Бог!
Что ты однажды надоумил,
Собаку эту взять для благ.
Она отважна, без раздумий,
Все беды разом отвела!
Эй, там, табунщики – нукеры»,
Он на мгновение умолк,
«Барана за него без меры
Тащите, чтоб покрыл я долг!»

Меня привёл к хозяйке снова,
И чуть волнуясь, говорит,
«Хороший пёс - всему основа,
Он и для дел надежный щит.
Пёс твой - великий, точно воин,
Сильнее своры всех волков.
Прими дары – он их достоин,
Храбрец средь равных храбрецов!»

А чрез неделю иль попозже
за мной охотники пришли:
«Давно мы слышали, что может
Нам пёс помочь твой там вдали.
Медведь в лесах огромный бродит,
Хитёр и подл, в делах упёрт.
И от погони вмиг уходит,
Как будто сам шайтан иль чёрт».

На что хозяйка отвечала:
«Собаку дам, но будет, ль прок!
Решенье примите сначала,
Чтоб вам в делах своих помог!»

«Пока искать мы будем зверя,
Разделим дичь. На нас взгляни,
Накормим как себя, поверь нам,
Ведь мы ж охотники, нанИ».

В лесу в предгорьях незнакомых
Бродили долго, ряд примет…
Вот тропы, где медведь искомый
Бродил недавно, чую след.

Я кинулся, путь был мой длинный,
Как быстрый скороход-гонец.
И вот в густых кустах малины
Его увидел, наконец.

Он от меня по косогору,
К лесам, растущим на горе.
Я припустил и очень скоро
Догнал его ловцом в игре.

Смотрю, а он по-человечьи
Сидит и ждёт меня, вот ведь:
«Садись-ка ряд, друг сердечный,
АфсАти********* я, а не медведь!
О горе как твоём поведал,
Решился дело растолочь.
И облик принял я медведя,
Чтобы тебе, мой друг, помочь.
Оставь охотников сегодня,
Беги к хозяйке и скули.
Больным прикинься, как угодно,
И в рот кусок ты не бери!
Она же зло включит в атаке,
А ты молчи, в ответ не лай!

«Собака ты и сын собаки, 
Ну что ж собака, подыхай!»

Потом уйдёт со зла в низовье,
Не шевелись и не взгляни.
И плеть достань, что в изголовье,
Взяв в лапу, сам себя хлестни!

И сразу станешь Урызмагом,
Сядь человеком, плеть держи,
И жди хозяйку с «добрым» знаком,
С улыбкой дерзкой в море лжи.

Исполнено всё как Асфати,
Меня в предгорье научил.
Я жду хозяйку в благодати,
С той плетью стал душевно мил.

«Пока ж ты здесь, не среди мёртвых,
Я награжу за тебя как скот.
Сполна за все мученья чёрство,
Получишь ты!», - сказал легко.

Ударив плёткой жёстко с бранью,
Ей то, вменив, сам так сказал:
«Ослицей стань! Прими страданья,
Познай, хоть часть, что я познал!»

Жизнь справедлива в час возврата,
Когда закончите игру.
Вы вспомните, как в дом Бората,
Пришла ослица поутру.

Вот весь мой сказ, но точно знайте,
Чудесней в жизни не слыхал.
Судите, старцы, и признайте,
Я всю быль-правду рассказал.

Да, что судить, мы не обидим,
Чудес так много на земле.
Прав, Урызмаг, всё точно видим:
По праву шкура та тебе!

Взял шкуру Урызмаг при людях -
Пошла на шубы отворот.
Молва о той известной шубе
И по сей день в сердцах живёт…

*)Сафа (осет. Сафа, от греч. ;;;;;; «Савва Освященный») - в осетинской традиционной религии и нартском эпосе дзуар-покровитель домашнего очага и надочажной цепи. В некоторых сказаниях описывается как кузнец.
**)Ныхас или нихас (осет. Ныхас - буквально «беседа, речь, разговор») - название места собраний, игравшее роль общественной самоорганизации осетинского общества. В нартском эпосе ныхас обозначает место общих собраний нартов
***)Урочище Зилахар - небольшой географический объект в РСО-Алании. По легендам осетин на этом поле в старину осетины устраивали ежегодные спортивные игры
****) Симд (танец) - народный массовый танец осетин.
*****)Бара;стыр (буквально, «наделённый сильной властью») - в осетинской мифологии владыка загробного мира.
******)Фынг (осет. фынг/финг;) - трёхногий столик в традиционном быту осетин.  изготавливался из дерева, часто имел точёные ножки, мог украшаться резьбой. В застольном этикете осетин фынг занимал почётное место.
*******)Ахалкала;ки (груз. ;;;;;;;;;;, от груз. ;;;;; ;;;;;; — «новый город»; арм. ;;;;;;;;;, Ахалкалак) - город в Грузии, центр Ахалкалакского муниципалитета края Самцхе-Джавахети.
********)Четь: четвёртая часть чего-либо, четверть.
***********)Афса;ти, Апсати (груз. ;;;;;;, осет. ;фсати, от греч. ;;;;;;;;; «св. Евстафий») - божество птиц и зверей в мифологии народов Кавказа.


Рецензии
Игорь, добрый вечер, дочитала стихотворение - поэму о добре и зле, извечной теме всех народов и конкретно в осетинской мифологии. Огромный труд, написано хорошо и заслуживает уважения. Желаю новых ярких сюжетов, с уважением и праздником Покрова Пресвятой Богородицы, с теплом Юлианна

Юлианна Лизогуб-Малахова   15.10.2020 19:33     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Юлианна! Рад, что и эта легенда вам прочитана! СПАСИБО! С праздником вас! Всего самого доброго! Игорь

Игорь Апрельский   15.10.2020 20:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 59 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.