Айсана ч. 4

Нартский эпос

Часть IV Айсана

Окончание

Начало здесь:
http://stihi.ru/2022/10/17/1095,
http://stihi.ru/2022/10/19/932,
http://stihi.ru/2022/10/20/7363

«А, что камней так много белых
Вокруг той башни вдоль у стен?!»

«Не камни то, так много смелых
Пришли ко мне, их взгляд смирЕн.
Теперь, они не докричались…
Ну, не услышала я их…
Таков закон, они попались,
Став камнем, облик враз и стих».

«Так расколдуй. Ты точно сможешь»

«Не ведаешь, что просишь ты.
Тебя Конь выручил, итожишь,
«Съедят» они твои мечты.
Как оживут без удивлений
Все разом скопом на тебя.
Меня отнимут без сомнений,
Тебя ж убьют при свете дня».

«Ну, будь что будь!», - сказал с запалом,

«Что ж оживу, батыр, на раз».

Взмахнула вправо покрывалом,
Зашевелились камни враз…

И вот ожИли, превратившись
В батыров – истинных мужей.
Меч занесен, но с телом слившись,   
Застыл крик девы: «Не убей!»

Взмахнула влево покрывалом
Застыли. Камни снова враз.

«Увидел», - говорит с запалом,
«Неблагодарны все подчас».

Хоть путь не долгий, но селенья
Достигли вскорь батыр с младой.
Своей невестой с дозволенья,
Был принят чинно чередой.

Подарки, так же угощенья
Несли ему со всех сторон.
Пришла Шатана без смущенья,
Чтобы заквасить славный ронг.

А тут из дальнего похода
Сослан******************,Хамыц*******************и Урызмаг
Мужи вернулись для ухода,
Ведь это тоже добрый знак.

Узнав, что есть батыр надежный -
Айгуров войско разгромил.

Кричали: «Славься нарт!», - истошно,
«Батыр наш юный! Много сил!»

«Уйдут напасти без сомненья,
Болезни все минут аил.
Ведь с под копыт врагов селенье
Поднял и всех он победил», -

Вспрял Урызмаг : «Хвала лукава,
Но здесь совсем другой накал.
Будь славен Бог! Наш Друг! Наш САфа!
Достойно сына воспитал».

Хвалу, услышав свово мужа,
Шатана робенько встает.

А АйсанА, её конфужа, 
Чуть усмехаясь, льет ей лед.

«Ого! Тебе сегодня дело,
Привставала. Толь не мой позор?!
Уж лучше б ты всегда сидела,
Как раньше, мне то не зазор»

«Вставать проворно я не буду,
Ты для меня младой дубок.
Ведь не привез мне ныне шубу,
Что носит в небе только Бог?!
Там воротник поёт, как встанешь,
А полы пляшут сам собой.
Ладошки-рукава предстанешь,
Хлопки и враз в душе покой!»

«Вот, если б ту сама ты сшила,
Достал бы, где бы ни была.
Но то, над чем ты не трудилась,
Достать нельзя, зря ты звала!»

Она смолчала, тут не вспрять.
Да, что она могла сказать…

*)зрак. - церк., книжн., поэт., устар. взгляд, взор.
**)Урызмаг также Урузмаг (иронск. Уырызмг, дигорск. Орзмг, Урузмг) - герой осетинского нартского эпоса, сын Ахсартага и Дзерассы, брат-близнец Хамыца. Шатана - сестра (от другого отца) и жена Урызмага. Урызмаг происходил из рода Ахсартагката - военных вождей в обществе нартов. Урызмаг — один из самых знатных нартов, ему посвящены многие сказания. За Урызмага вышла замуж Шатана. Она обманула Урызмага, притворившись его первой женой Елдой (в других версиях сказания у Урызмага не было жены, а Шатана, достигнув совершеннолетия, заявила, что будет его женой. У Урызмага был безымянный сын, который помог ему одолеть мифических существ в стране Терк-Турк.
***)Сафа (осет. Сафа, от греч. «Савва Освященный») - в осетинской традиционной религии и нартском эпосе дзуар-покровитель домашнего очага и надочажной цепи. В некоторых сказаниях описывается как кузнец. Сафа подарил людям цепь домашнего очага (осет. рхыс), которая играла значительную роль в общественной и семейной жизни. Люди, произнося торжественные клятвы, и кровники в знак примирения, прощая друг друга, держались за эту цепь. Клятва, данная в честь Сафа, считалась священной, и нарушивший её подвергался общественному осуждению.
****)Здесь отголоски двух древних осетинских обычаев. По одному обычаю, устраивали пир в честь мальчика-первенца, по другому — отдавали его на воспитание в чужую семью. Последний обычай совершали тогда, когда мальчику-воспитаннику (амцегу) исполнялось несколько лет. До совершеннолетия он находился у своего воспитателя, потом тот возвращал его в родной дом, получая за это от родителей богатые подарки. С этого времени воспитатель и родители мальчика становились родственниками и помогали друг другу во всех трудных случаях.
*****)Ронг - хмельной напиток, упоминаемый в нартских сказаниях, отличавшийся крепостью и приятным вкусом
******)Айсaна - сын нарта Урызмага.
*******)Уастырджи или Уасгерги - важнейший дзуар в традиционной религии осетин, один из героев Нартского эпоса. Уастырджи является покровителем мужчин, путников и воинов. Имя Уастырджи происходит от Wac Gergi «Святой Георгий».  В нартском эпосе Уастырджи описывается как небожитель, и изображается в виде старца на белом коне, одетого в белую бурку. Спускаясь на землю, он проверяет людей, чтобы узнать, помогают ли они друг другу в нужде и горе. Уастырджи поддерживает хорошие отношения с нартами, с которыми он участвует в их походах за добычей и в пиршествах. В осетинских нартовских сказаниях он выступает соблазнителем женщин, является отцом знаменитой нартовской красавицы Шатаны.
********)Афсати, Апсати (груз., осет.фсати, от греч.«св. Евстафий») - божество птиц и зверей в мифологии народов Кавказа. Афсати является одним из самых почитаемых дзуаров в осетинском пантеоне. Афсати, будучи покроителем диких животных, которые назывались «скотом Афсати», особенно покровительствовал оленям и кабанам. Афсати изображается одноглазым стариком с белой бородой, сидящим на высокой горе Адай-Хох, где он обитал. С этой горы он внимательно наблюдал за своим многочисленным диким хозяйством.
*********)Тутыр (осет. Тутыр) - в осетинской мифологии и нартском эпосе одно из главных божеств, покровитель людей, ворующих скот, хозяин волков. Его имя произошло от имени святого Феодора Тирона. Тутыр управлял волками, которые полностью подчинялись ему. Тутыр часто вступает в ссору с Фалварой - покровителем овец. В нартском эпосе Тутыр - приятель нартов, которым он неоднократно помогал. Например, Сослан был закалён в волчьем молоке.
**********)Уацилла (осет. Уацилла, дигор. Елиа «святой Илья») - герой осетинского нартского эпоса, дзуар-громовержец в традиционной религии осетин. Уацилла является небесным жителем, который находится в состоянии постоянной вражды с нартами. В осетинской мифологии Уацилла — громовержец и повелитель бурь, покровитель земледелия и урожая, поэтому он называется «хлебным Уацилла». Ему было посвящено несколько святилищ, среди которых самое известное — Тбау-Уацилла — находится на горе Тбау в Даргавском ущелье. Во время обряда три пирога Уацилла посвящён третий тост. Уацилла приковал к луне чудовище Артауза, сотворённого Богом для добра, который, однако, ослушавшись Бога, стал учить людей злу. Артауз постоянно грызёт свои цепи на луне, пытаясь освободиться и расправиться с жителями земли. Также Уацилла внимательно следит за новорождённым змеевидным чудовищем Руймоном, который может, увеличившись до неимоверных размеров, уничтожить всех людей, живущих на земле.
***********)Нoгбон - один из небожителей, владыка нового года, букв, «новый день».  в осетинской мифологии - владыка Нового года; один из популярных народных праздников осетин, знаменовавший встречу Нового года. В буквальном переводе — новый день.
************)Елиа - повелитель грома. Бог грозы и хлебных злаков; встречается в эпосе и под именем Уациллы. В старину удары молнии приписывали Уацилле. Убитого молнией не оплакивали, чтобы не разгневать грозного божества; его хоронили там же, где он был убит, с особыми церемониями.
*************) Агyры - упоминаемый в нартских сказаниях народ, реальным прототипом которого послужили, вероятно, огуз-огуры. С ними предки осетин, аланы, сталкивались в войнах в VI—VII вв. н. э.
**************)Ахсартагката (осет.) - один из трёх родов, являющих собой эпический народ нартов. Кроме Ахсартагката существуют нартские роды Алагата и Бората. Все три нартских рода живут на одном горном склоне в трёх разных селениях: «Верхние Нарты» принадлежат роду Ахсартагката, «Средние Нарты» - роду Алагата и «Нижние Нарты» - роду Бората. Род Ахсартагката владел тайным и чудодейственным хатским языком, который не понимали остальные нартские роды. Родоначальником рода Ахсартагката является Ахсартаг - сын Уархага и Сайнагон. Род Ахсартагката славится прославленными нартовскими героями Урызмагом, Хамыцом, Сосланом, Батрадзом и красавицей Шатаной. Подвигам этих героев посвящена большая часть осетинского нартовского эпоса.
***************)ракло. 1. тж. собир., жарг. мелкий воришка; босяк
****************)Сатана (Шатана) (в армянской традиции Сатеник арм.- героиня нартского фольклорного эпоса. Ключевая фигура нартского эпоса, без неё не обходится ни одно важное событие. Сат;на - дочь Уастырджи, рождённая Дзерассой в мире мертвых (загробное царство). За месяц вырастала как за год, а за год - как за три года. Среди нартских девушек ей не было равных по красоте. От света её лица тёмная ночь превращалась в день, а её слова были острее меча и прямее солнечных лучей. Сатна, обманув Эльду, получает себе в мужья доблестного и умного Урызмага.Считается матерью Сослана. В одном из эпизодов племянник Батрадз по зову Сатны приходит на помощь нартскому народу. Будучи щедрой гостеприимной хозяйкой, неоднократно спасает нартов от голодной смерти и прочих бед. Ей принадлежит заслуга изобретения популярных напитков осетин — пива и алутона, а также хмельного медового напитка ронга.Она защитница интересов и безопасности нартов. Надевая мужские доспехи, сражается как воин. Ничто не ускользает от её глаз и небесного зеркала, с помощью которого она узнаёт всё, сидя в семиярусной башне. Героиня адыгского нартского эпоса, мать и воспитательница Сосруко и других нартов, их мудрая наставница и советчица, хозяйка и распорядительница всего нартского хозяйства, женщина неувядающей красоты. Организатор, глава нартского общества, её авторитет непререкаем, хотя она не допускается на ныхас — совет мужчин. Все важнейшие события в жизни нартов свершаются при непосредственном её участии либо под её влиянием.
*****************)Саумарон-Бурдзабах (осет. Саумрон-Бурдзбх) - персонаж осетинского нартского эпоса, имя золотолицей и русокосой девушки из страны чёрных тучных равнин. Саумарон-Бурдзабах жила в неприступной, высокой башне. Многочисленным претендентам жениться на ней Саумарон-Бурдзабах ставила трудновыполнимое условие: чтобы она могла услышать голос жениха, он должен иметь такую силу, чтобы его звучание разносилось от подножия башни до её верха. Если Саумарон-Бурдзабах не слышала голос претендента, то он превращался в камень. Саумарон-Бурдзабах могла взмахом своего платка в правую сторону от себя оживлять окаменевших женихов. Условие Саумарон-Бурдзабах удалось выполнить только Айсане, сыну Урузмага и воспитанника небожителя Сафы. Айсану помог его легендарный конь, ржание которого донеслось до Саумарон-Бурдзабах, которая и стала его женой.
******************)Сосруко, другой вариант - Сослан (абх. Сасрыа, адыг. Саусэрыкъо, кабард.-черк. Сосрыкъуэ, осет. Сослан, карач.-балк. Соcурукъ) - богатырь из нартского эпоса, один из главных героев во всех вариациях нартского эпоса. Был рождён из камня, который оплодотворил пастух, воспылавший страстью к Шата;не (Сатаней). В осетинских сказаниях Сослан родился из камня, оплодотворённого пастухом (по другому варианту - Уастырджи или Сосаг-Алдаром) при виде обнажённой Сатаны на берегу реки. Кузнец Курдалагон разбил камень и оттуда вынули младенца. Сатане дала ему имя и вырастила его.Решив стать непобедимым, Сослан потребовал, чтобы его закалили. Раскалённого на дубовых углях Сослана Курдалагон бросил в колоду (по вине Сырдона она оказалась короткой), наполненную волчьим молоком. Тело Сослана до колен превратилось в чистый булат, а колени остались уязвимы.
*******************)Хамыц (осет. Хмыц) - герой осетинского нартского эпоса, близнечный брат Урызмага; часто его называют «булатноусый». Хамыц происходил из рода Ахсартагката. Хамыц обладал чудодейственным зубом (в нартском эпосе этот зуб называется «Зуб Хамыца»), подаренным его тёткой Кызмыда (по другому варианту, богом Аркызом). При виде этого зуба никакая женщина не могла устоять перед Хамыцем, поэтому многие были в обиде на него, и прежде всего - Сайнаг-Алдар.


Рецензии
"Закончен труд, завещанный от Бога" -
Так летописец восклицал, свершив свой труд!
И прочитавши, мы умнее стали!
Спасибо, Игорь, Вам!

Владимир Шихов   31.10.2022 06:17     Заявить о нарушении
Доброе утро, Владимир. Рад твоему прочтению всей сказки. Спасибо. С признательностью, Игорь

Игорь Апрельский   01.11.2022 06:23   Заявить о нарушении
И я рад этому же, Игорь!
Так держать!

Владимир Шихов   02.11.2022 06:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 42 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.