Поход нартов ч. 6

Нартский эпос

Часть V Сырдон

Окончание

http://stihi.ru/2023/01/24/1278,
http://stihi.ru/2023/01/26/982,
http://stihi.ru/2023/01/28/1893,
http://stihi.ru/2023/01/31/1052,
http://stihi.ru/2023/02/02/1134

«Я вижу, не отстанешь ты в потребе.
Ну, ладно всё скажу, тому и быть.
Отсюда вижу, как сам Бог на небе
Пшеницу молотит с утра, вот прыть!
Всё это необычно, любопытно,
Что перестал с тех пор, я есть и пить…

«Будь милостив, должно быть самобытно,
Позволь увидеть это, не обидь!»

«Ведь говорил, что ты потом пристанешь,
Проситься станешь, словно муха в мёд!»

«Взгляну лишь краем глаза я и знаешь,
Обратно каждый место и займёт».

«Ну, так и быть, пригни-ка лучше древо,
Да развяжи меня Пастух, мне помоги».

Пригнул Пастух, Сырдон в потачку треба
Отвязан был: «Без спешки! Не беги!
Вязать тебя мне нужно крепко-крепко,
Чтоб не сорвался, Бога, коль узришь.
А как узришь, держись руками цепко,
Сам Бог ведь это, душу усмиришь!»

Повис Пастух, висит он на верхушке,
Кричит Сырдону: «Где же этот Бог?
Глаза слезятся, словно у старушки,
И вижу хуже, чем доселе мог!»

«Не торопись!», - Сырдон  в смех матерея,
«Ты повиси, Бог даст тебе сигнал!»

Оставил Пастуха висеть, бурея,
А стадо то - в село своё погнал.

Вот гонит стадо, на нихасе люди:
«Глядите вновь бедовый наш Сырдон 
Пригнал без задних мыслей и прелюдий
Огромно стадо – это добрый тон!»

«Тех, кто вязали к древу выгнать надо,
Еще не раз Вас покарает Бог!
А мне дарил он прежде это стадо,
Я ближе для него, чем каждый мог!
Вот вам добыча, что ж опять делите -
Стада пасутся средь густой травы.
Меня хоть чёрным красьте, не взыщите,
Для вас - никчёмный, а никчёмны вы…»

И нарты словно это по тревоге,
Сев на коней все разом в степь греха.
Но… каждый раз спасались в путь-дороге,
Дружина там искала Пастуха.   

Досадно и обидно снова нартам,
Но как теперь Сырдона погубить.
В морскую бездну брось сухим с азартом
он выйдет, чтобы вновь народ мутить…

Вот потому все нарты почитали
Сырдона, ведь умело мог шутить…
Ронг пили, звёзды в небе не считали,
А значит, так тому и дальше быть!

*)Хамыц (осет. Хмыц) - герой осетинского нартского эпоса, близнечный брат Урызмага; часто его называют «булатноусый». Хамыц происходил из рода Ахсартагката. Хамыц обладал чудодейственным зубом (в нартском эпосе этот зуб называется «Зуб Хамыца»), подаренным его тёткой Кызмыда (по другому варианту, богом Аркызом). При виде этого зуба никакая женщина не могла устоять перед Хамыцем, поэтому многие были в обиде на него, и прежде всего - Сайнаг-Алдар.
**)Батрадз (осет. Батыраз) - один из самых главных персонажей в осетинском нартском эпосе, дух грозы, сын Хамыца и девушки из рода Бицента, который принадлежал владыке водного царства Донбеттыру. Батраз называется в эпосе стальным, неуязвимым. Батрадз родился из спины своего отца Хамыца, выскочив оттуда раскалённым, как огонь. Батрадз не живёт на земле, он обитает либо у матери в море, либо на небе — у закалившего его кузнеца Курдалагона. Он появляется на земле только для того, чтобы совершить подвиг, и каждое его появление сопровождается образом грома, молнии и вихря. Батрадз намного превосходит нартов по силе и отваге, и приходит к ним на помощь по первому их зову.
***)Урызмаг - также Урузмаг (иронск. Уырызмг, дигорск. Орзмг, Урузмг) - герой осетинского нартского эпоса, сын Ахсартага и Дзерассы, брат-близнец Хамыца. Шатана - сестра (от другого отца) и жена Урызмага. Урызмаг происходил из рода Ахсартагката - военных вождей в обществе нартов. Урызмаг — один из самых знатных нартов, ему посвящены многие сказания. За Урызмага вышла замуж Шатана. Она обманула Урызмага, притворившись его первой женой Елдой (в других версиях сказания у Урызмага не было жены, а Шатана, достигнув совершеннолетия, заявила, что будет его женой. У Урызмага был безымянный сын, который помог ему одолеть мифических существ в стране Терк-Турк.
****)Сосруко, другой вариант - Сослан (абх. Сасрыа, адыг. Саусэрыкъо, кабард.-черк. Сосрыкъуэ, осет. Сослан, карач.-балк. Соcурукъ) - богатырь из нартского эпоса, один из главных героев во всех вариациях нартского эпоса. Был рождён из камня, который оплодотворил пастух, воспылавший страстью к Шата;не (Сатаней). В осетинских сказаниях Сослан родился из камня, оплодотворённого пастухом (по другому варианту - Уастырджи или Сосаг-Алдаром) при виде обнажённой Сатаны на берегу реки. Кузнец Курдалагон разбил камень и оттуда вынули младенца. Сатане дала ему имя и вырастила его.Решив стать непобедимым, Сослан потребовал, чтобы его закалили. Раскалённого на дубовых углях Сослана Курдалагон бросил в колоду (по вине Сырдона она оказалась короткой), наполненную волчьим молоком. Тело Сослана до колен превратилось в чистый булат, а колени остались уязвимы.
*****) Сырдон (диг. Сирдон) - герой осетинского нартского эпоса, сын Гатага и Дзерассы, в котором переплелись черты характерные для трикстера и культурного героя. Особенность его эпического образа в нартиаде заключается в том, что он развивался не в героическом, а комическом и бытовом плане.Когда Сырдон подрос, он покинул подводную страну и пришёл к нартам. Узрев в нём что-то дьявольское, хитрое, нарты не приняли его в своё общество, и Сырдон поселился под землёй в лабиринте. Приходя ежедневно на нартский ныхас (место собраний и игр), Сырдон натравливал нартов друг на друга, а потом внезапно исчезал. Нарты назвали Сырдона коварством неба и хитростью земли; Сырдон своим красноречием мог разрушить гранитную скалу, он знал всё, что было, и мог заранее определить, что будет. Он часто обманывал нартов. Тем не менее, отправляясь в поход, нарты непременно брали с собой находчивого и остроумного Сырдона.
******)Арфан - кличка коня нарта Урызмага. Млечный Путь осетины и сейчас называют «След Арфана».
*******)Уаиг - великан, циклоп. Уаиги - это одноглазые великаны, имеющие семь голов, среди них есть даже стоголовые. Созданные Богом намного раньше нартов, уаиги были наделённые огромным ростом и силой; вели борьбу с нартами, но постоянно, несмотря на свою величину, терпели от них поражение, потому что были глупы и неуклюжи.
********)Бурамадз - специальный клей Уаигов. Мог склеить абсолютно всё.
*********)Арака - Арака; (осетинский) - алкогольный напиток, приготовляемый путём перегонки из зерна.
**********)тандыр -  печь-жаровня, мангал особого шарообразного или кувшинообразного вида для приготовления разнообразной пищи у народов Азии, Кавказа, Балканского полуострова
***********)Алдaр - владыка, властелин, владелец обширных земель; позднее феодал, помещик, господин, князь.
************)Ныхас или нихас (осет. Ныхас - буквально «беседа, речь, разговор, слдово») - название места собраний, игравшее роль общественной самоорганизации осетинского общества. В нартском эпосе ныхас обозначает место общих собраний нартов. В общественной жизни осетин с древнейших времен нихас играл важную роль. Термин «нихас» в буквальном смысле значит «разговор». «Дема ис м;н иу нихас» — говорит осетин другому, когда у него бывает какой-нибудь разговор с другим лицом. В каждом осетинском ауле имеется определенное место, обычно в центре аула, для сборища стариков, которое тоже называется «нихасом». Старики на «нихасе» сидели на больших камнях, которые от долгого употребления шлифовались и делались весьма гладкими
*************)балгайский алдар -  владыка, властелин, владелец обширных земель; позднее феодал, помещик, господин, князь


Рецензии
Однако, Игорь, верно ведь в народе говорят:
Где сила победить не может,
Там хитрость так нужна!
Вы так занимательно всё это изложили, спасибо!

Владимир Шихов   28.02.2023 18:38     Заявить о нарушении
Доброе утро, Владимир! Поздравляю тебя с прочтением всей сказки. С уважением, Игорь

Игорь Апрельский   09.03.2023 08:43   Заявить о нарушении
И я тебя поздравляю! Буду читать стихи.

Владимир Шихов   09.03.2023 09:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 55 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.