Как появился фандыр ч. 1

Нартский эпос

Часть V Сырдон

Был сговор посль того с азартом,
Шла стройка, но не под кнутом.
Ведь целый год в селенье нарты
Любуясь, строили свой дом.

День разгорится и погаснет,
А пот стекает в сто пудов.
Для общих сборов, также празднеств,
Дом, наконец, их был готов.

Хотелось, чтоб его хвалили
Не только старших клан храним.
Они к Сырдону*  поспешили,
Сам нарт Сослан** пошел за ним.

И говорит: «Собрались нарты,
Что строили наш нартский дом.
Все просят, чтоб пришел с азартом,
И если есть изъян, нашел!»

Пришел Сырдон и всклень пытливо
Прощупал каждый угол в раз,
И говорит чуть-чуть смешливо:
«Хорош ваш дом, но если б раз…»

Так, не закончив своей речи,
Он повернулся разом прочь.

Сослан догнал его: «Далече
Пошел, нас лучше не морочь!»

«А что  сказать вам, чтоб не лезли?»

«Но ты на фразе вдруг умолк.
Сказал нам только это… если б».

«Дом вызвал ваш в душе восторг…


Да только пусто в середине…»

Он снова фразу оборвал,
Слова увязли, словно в тине,
Сослан вернулся, всем сказал:

«Дом похвалил, но жесть в истоме,
Пуста средина – кислый знак».

И вспомнил тут же: «В каждом доме
Посередине есть очаг.

Цепь не висит, да пусто в доме,
И он поистине пустой»

Надчажну***, силы экономя,
Сковали нарты в день шестой.

Приладили и вновь с азартом
Сам нарт Сослан за ним пошел.

«Все просят, чтоб пришел с азартом,
И если есть изъян, нашел!»

Пришел Сырдон и всклень пытливо
Прощупал каждый угол в раз,
И говорит чуть-чуть смешливо:
«Хорош ваш дом, но если б раз…»

Так, не закончив своей речи,
Он повернулся разом прочь.

Хамыц**** догнал его: «Далече
Пошел, нас лучше не морочь!»

«А что  сказать вам, чтоб не лезли?»

«Но ты на фразе вновь умолк.
Сказал нам только это… если б».

«Дом вызвал ваш в душе восторг…
Восток - вся сторона пустая,
А по закону быть должна…»

Была загадка та простая,
Хозяйки просто нет пока.

Так нарты быстро догадались,
Дом новый, точно, неспроста,
Закону тут же и предались,
Дом без хозяйки – сирота.

И быстро женщину младую
Ввели нарядную в тот дом.
В восточный угол, в крик ратуя
Её поставили тишком.

Последний сходим, словно в хаджах,
Кто приведет его теперь?!
Молчат все старшие, из младших
Хамыц откликнулся: «Глас вверь!
Пусть он ругается, клокочет,
Пусть хоть закроется в бреду.
Сломлю оковы, коль не хочет,
Тогда сам силой приведу!»

Пришел Хамыц и неизбежно:
«Сырдон нарт выйди-ка!»,- молчит.

Тот вышел хмурый и небрежно:
«Тебе что надо!», - зло ворчит.

Хамыц ему: «Собрались нарты,
Что строили наш нартский дом.
И просят, чтоб пришел с азартом,
И если есть изъян, нашел!»

«Когда едИте, ронг***** ли пьёте,
Не нужен вашим я кивкам.
На пир меня вы не зовете,
Нет, не пойду я больше к вам!»

Сказал и тут же отвернулся,
Но не таков был нарт Хамыц,
Он пригрозил, тот пуганулся,
Побрел за ним как сто срамниц.

Остановился у порога,
Злой вдрызг осматривал он дом.
И неожиданно для рока,
Вот что сказал, друзья, потом:

«Теперь ваш, нарты, дом достойный,
Не то, что прежде – не жилой.
Жить в нем, друзей встречать пристойно»

Хвала его было скупой.

*)Сырдон  (диг. Сирдон) - герой осетинского нартского эпоса, сын Гатага и Дзерассы, в котором переплелись черты характерные для трикстера и культурного героя. Особенность его эпического образа в нартиаде заключается в том, что он развивался не в героическом, а комическом и бытовом плане. Нарты назвали Сырдона коварством неба и хитростью земли;
*) Сослан - имя происходит от осетинского имени Сосруко, персонажа кавказской мифологии, в частности, нартской саги. Этимологически оно произошло из тюркских языков (ногайский суслан "выглядеть угрожающе", сусла "грозный, мрачный"). Вариант Сосруко, в свою очередь, является адыгейским.
***) В старину центральное место в осетинском хадзаре занимал очаг с висящей над ним надочажной цепью, на которую подвешивался котел для приготовления пищи. Надочажная цепь являлась святыней в доме осетина, и осквернение ее считалось жесточайшим оскорблением для всей семьи. Дом, где не было еще надочажной цепи, считался, как об этом говорится в сказании, пустым и необжитым. Цепь подвешивали в торжественной обстановке перед вселением в дом. С очагом и надочажной цепью у осетин было связано много религиозных обрядов и обычаев.
****)Хамыц (осет. Хамыц) - герой осетинского нартского эпоса, близнечный брат Урызмага; часто его называют «булатноусый». Хамыц происходил из рода Ахсартагката. Хамыц не совершал подвигов, был легкомысленен.
*****)Ронг - в осетинском нартском эпосе название хмельного напитка, приготовленного особенным образом из мёда. Ронг в Нартском эпосе описывается как любимый напиток нартов. Будучи очень приятным на вкус, ронг обладал опьяняющими и целебными свойствами. Впервые ронг приготовил Уацилла, от которого Шатана получила секреты приготовления этого напитка.

Продолжение следует…


Рецензии
Однако, эпос ожиданья наши
не обманул и знанья дал,
а, кроме знаний жизни Нартов
стих душу их нам показал!
Спасибо, Игорь!

Владимир Шихов   10.04.2023 06:03     Заявить о нарушении
Вот и отлично, Владимир! Читай сказку далее. Будет необычно. С уважением, Игорь

Игорь Апрельский   11.04.2023 06:03   Заявить о нарушении
Да? - Заинтриговал! буду читать непременно!

Владимир Шихов   12.04.2023 06:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 50 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.