Как появился фандыр ч. 3

Нартский эпос

Часть V Сырдон

Окончание

Начало здесь:
http://stihi.ru/2023/04/03/976,
http://stihi.ru/2023/04/05/1125

Всех покидал, дрова подкинул,
Чтоб сильным, жарким был огонь.
А мясо, что осталось, кинул
Себе на плечи, словно бронь.

Домой отнес, а после вышел,
Придя на сходку, на нихас.
Сырдон был там к огню поближе,
Смеясь, сказал ему в показ:

«Как жалко нынче мне Хамыца,
Пришел, насупился как мышь.
А кто-то, может и волчица
Едят корову! Что молчишь?!»   

На что Хамыц, чуть усмехаясь,
Не повернувшись, отвечал:

«Кто много лжет, на ложь ссылаясь,
Тот сам себя здесь обличал.
А может также все случится,
Что кто корову раньше ел.
Теперь в котле том лбом стучится -
Детей орава!».

Взгляд зверел…
Нож в сердце, дрожь ползет по коже,
Сырдон мгновенно побледнел.
Он не ответил ему в дроже,
Домой спешил, сам стервенел…

Спустился в дом, враз оглянулся.
Но не увидел никого…
Скорей к котлу, жуть…отшатнулся…
Кости детей везде его…

В душе злость воет как волчица,
И эту боль не заглушить.
Никто не мог кроме Хамыца
То злодеянье совершить…

Дрожит всё тело, дрожь в коленях,
Он словно весь окаменел.
Ломают голову мигрени,
Чуть не упал, на камень сел.

И отойдя, в взвару мясного
достал все кости от детей.
Из старшего - сложим в основу
Фандыра******* скорбно без затей.

А дальше жилы всех двенадцать
Он на основу натянул.
Ведь так сердца их всех роднятся,
Увидев это, сам всплакнул…

Удар по струнам, песнь - рыданье:
«Нежданно я осиротел….», -
Надрывна песнь та – страданье,
Души помин, «Я не удел,
Теперь в раю ты Бога будишь,
Есть угощенье очага,
Ты поминаться вечно будешь,
Мой мальчик старший – КонагА»,

Ревел Сырдон с надрывом бренно:
«Мой УарАга, сын второй
Коль угощенье на колено,
Помянут, будешь той порой.
А ты ФуАга – дуновенье,
Всегда был добр в своей судьбе.
Горячее, коль приношенье,
Все будут дуть, то о тебе».

Слез не жалел он в позволенье,
Всех славил, в песню всех втянул.
Пропел Сырдон без промедленья,
Так всех двенадцать помянул.

Потом за домом вырыл яму
Похоронил в ней всех зараз….

Смахнув слезу, походкой прямо
Пошел он к нартам на нихас********.

«Послушайте меня в начале,
Пусть справедливым будет мир.
Несчастья те, кто не спытали,
Послушайте все мой фандыр».

Он заиграл, да так что грозы
Пришли в те горы без злобы.
Стонало небо, лились слезы
На землю с грохотом судьбы.

Вселенная без суеверий
Стонала в горестном реву.
Все хищники и прочьи звери
В безмолвье пали на траву.

И даже прилетели птицы
К Сырдону, заревели с ним…
И как тут нартам не стыдиться, 
Все понурились как один…

Сырдон играет в лад с азартом,
Пытает как судьбу прожить:

«Вот подношенье моё нарты,
Позвольте только с вами жить..»

Ответ их был богоугодный,
Он был для них судьбы удар:

«Как смеем оттолкнуть сегодня,
Такой принес всем нартам дар!»

И Урызмаг********* во слове-ревё,
«Без лишних мыслей, без уплат.
С тобой, Сырдон, одной мы крови,
Ты нам, пойми, стал нынче брат!
Фандыр – подарок сделан в вере,
Пропитан болью он притом.
И для тебя отныне двери
Открыты в каждый-каждый дом».

Совместный рёв всех нартов в глыби,
«Услышьте все! Тому так быть!
Коль суждена нам всем погибель,
Фандыр же будет вечно жить.
Бог видит всё, на всех взирает,
Будь славен нарт - наш брат сейчас!
На нем последний заиграет,
И вспомнив всё, восславит нас!

*)Сырдон  (диг. Сирдон) - герой осетинского нартского эпоса, сын Гатага и Дзерассы, в котором переплелись черты характерные для трикстера и культурного героя. Особенность его эпического образа в нартиаде заключается в том, что он развивался не в героическом, а комическом и бытовом плане. Нарты назвали Сырдона коварством неба и хитростью земли;
*) Сослан - имя происходит от осетинского имени Сосруко, персонажа кавказской мифологии, в частности, нартской саги. Этимологически оно произошло из тюркских языков (ногайский суслан "выглядеть угрожающе", сусла "грозный, мрачный"). Вариант Сосруко, в свою очередь, является адыгейским.
***) В старину центральное место в осетинском хадзаре (см. словарь) занимал очаг с висящей над ним надочажной цепью, на которую подвешивался котел для приготовления пищи. Надочажная цепь являлась святыней в доме осетина, и осквернение ее считалось жесточайшим оскорблением для всей семьи. Дом, где не было еще надочажной цепи, считался, как об этом говорится в сказании, пустым и необжитым. Цепь подвешивали в торжественной обстановке перед вселением в дом. С очагом и надочажной цепью у осетин было связано много религиозных обрядов и обычаев.
****)Хамыц (осет. Хамыц) - герой осетинского нартского эпоса, близнечный брат Урызмага; часто его называют «булатноусый». Хамыц происходил из рода Ахсартагката. Хамыц не совершал подвигов, был легкомысленен.
*****)Ронг)  в осетинском нартском эпосе название хмельного напитка, приготовленного особенным образом из мёда. Ронг в Нартском эпосе описывается как любимый напиток нартов. Будучи очень приятным на вкус, ронг обладал опьяняющими и целебными свойствами. Впервые ронг приготовил Уацилла, от которого Шатана получила секреты приготовления этого напитка.
******)Сата;на (Шата;на), также Сатаней (в армянской традиции Сатени;ка героиня нартского фольклорного эпоса. Ключевая фигура нартского эпоса, без неё не обходится ни одно важное событие.Сат;на - дочь Уастырджи, рождённая Дзерассой в мире мертвых (загробное царство). За месяц вырастала как за год, а за год - как за три года. Среди нартских девушек ей не было равных по красоте. От света её лица тёмная ночь превращалась в день, а её слова были острее меча и прямее солнечных лучей. Сат;на, обманув Эльду, получает себе в мужья доблестного и умного Урызмага.
*******)Фандыр - осетинский музыкальный двенадцатиструнный инструмент, наподобие арфы.
********)Ныхас или нихас (осет. Ныхас  буквально «беседа, речь, разговор») - название места собраний, игравшее роль общественной самоорганизации осетинского общества. В нартском эпосе ныхас обозначает место общих собраний нартов.
*********)Урызмаг также Урузмаг (иронск. Уырызмг, дигорск. Орзмг, Урузмг) - герой осетинского нартского эпоса, сын Ахсартага и Дзерассы, брат-близнец Хамыца. Шатана - сестра (от другого отца) и жена Урызмага. Урызмаг происходил из рода Ахсартагката - военных вождей в обществе нартов. Урызмаг - один из самых знатных нартов, ему посвящены многие сказания.


Рецензии
Сей сказ - он нынче не о битвах,
а о жестокости в душе,
и местью он насквозь пропитан!
Как тяжело его прочесть!
Спасибо, Игорь!

Владимир Шихов   19.04.2023 06:05     Заявить о нарушении
Доброе утро, Владимир! Спасибо за прочтение всей сказки и отклик. С признательностью, Игорь

Игорь Апрельский   20.04.2023 06:22   Заявить о нарушении
Всегда пожалуйста, Игорь! Пишите ещё.
С теплом и уважением, Владимир.

Владимир Шихов   21.04.2023 05:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 46 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.