Оселок для сердца 8. Иллюзия буквальности

      Стремление видеть аллегории там, где их нет, может завести в дебри бесплодного мудрствования, что я и попыталась доказать в предыдущем размышлении под номером 7.
      К сожалению, существует и  другая крайность: все понимать буквально. Библейские тексты не зря названы стихами:  в них, действительно, много метафор, гипербол, притч, аллегорий и символов.  Буквальное их прочтение породило ряд устрашающих учений, которые, с моей точки зрения, не имеют ничего общего с реальностью.
       Откуда, к примеру, возникло распространенное учение об огненном аде, где после смерти вечно мучаются  души грешников?  В основном, из притчи о богаче и  Лазаре (Луки 16:19-31). Притчу эту Иисус рассказал фарисеям, которые стали смеяться над его словами о том, что нельзя одновременно служить Богу и богатству.            
       Если понимать эту притчу буквально, то, умерев, высокомерный богач попал в ад, где, пребывая в мучениях, увидел рай, в котором, оказался презираемый всеми, нищий Лазарь.  Но в том-то и дело, что притча – это всегда иносказание, где смерть может быть  символической, как и мучения в огне.  А если Иисус хотел сказать гордым фарисеям, что их, богатых, знатных, образованных, всеми уважаемых, отвергает Бог? И, напротив, оказывает благосклонность тем, кого они презирают,  - сама мысль о такой смене положения могла бы вызвать у них ярость и негодование, подобные мукам в горящем огне!
        Слышала я  возражение: « Даже если ада и нет, его надо было придумать, чтобы люди боялись делать зло».  Оглянитесь вокруг, уважаемые, где, кого и когда удерживал от воровства, насилия и разврата страх заплатить за «красивую» жизнь на земле муками в адском пламени?! Да нет же, сплошь и рядом хитрый человеческий ум и коварное сердце успокаивают себя очень удобной «формулой счастья»: «Не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасешься»... 
          Но подумайте, пожалуйста, о том, насколько  вера в огненный ад расходится с верой в справедливость, милосердие и любовь Бога! За какие-то семьдесят лет греховной жизни наказывать человека вечными муками?! Как говорила героиня одной моей повести: «Что же это за Бог такой у вас – хуже всякого инквизитора?!»...
          Нет, я не пытаюсь запрещать тем, кому нравится это учение,  мысленно представлять реальными  девять дантовых кругов или ужасы картин Босха, лелея мысль о мучениях на этих кругах и в этих кошмарах всех  врагов и злодеев!
        Но я верю  -  и это тоже мое неотъемлемое право! - что есть только бытие и небытие, есть главная награда от Бога – бытие вечное, и главное его наказание – вечное небытие...
          


Рецензии
Таня!
Как я хочу взять тебя с собой в Мультивселенную!

Лариса Самохина   23.05.2024 16:53     Заявить о нарушении
Ой, Лариса, тут одна видимая Вселенная такая необъятная, что миллиона лет мало, чтобы ее исследовать, а по Мульти блуждать - никакой вечности не хватит... Но за предложение - спасибо!

Стрижевская Татьяна   23.05.2024 20:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.