Почему Сырдона прозвали обманщиком

Нартский эпос

Часть V Сырдон

Тот случай в множестве оказий
Произошел раз как на грех.
Собрались нарты на нихасе*,
И вот повсюду шутки, смех.

Шутили утром нарты громко,
Старался каждый в этот раз
Всех насмешить, Сырдон** в сторонке
Кривился, слышав напоказ.

Хамыц*** спросил его: «Быть может
Ты знаешь лучше в кураже.
А здесь истории похоже
так не пришлись все по душе?!»

«Как мне сегодня не кривиться?
Сидите, лжете вы в рядке.
Один глаголет небылицы,
А все смеются, правда, где?!»

Сослан**** не выдержал и крикнул:
«Осел ГатАга***** сын – Сырдон!
Ты лучше знаешь?!», - зычно гикнул,
«Готовы слушать!», сбавил тон…

«Рассказы есть, их просто пропасть,
Все без стесненья вам скажу!
И чтоб ушами вам не хлопать
Смешней, что знаю, докажу!»

«То было как-то раз в субботу,
Я утром встал и без дилемм,
Хотел поминки взять в заботу
Те справить славно без проблем.
Нужна была мне прежде жертва -
Животное, я в интерес
И весь в заботе от усердства
Пошел с охотой в дальний лес».

«Да, чтоб, брехун, ты провалился,
Туда, в седьмое******, где курган
Ты ж не охотник, им не снился», -
В ответ ему кричит Сослан.

«Постой, Сослан, пусть всё доскажет», -
Остановил тут Урызмаг*******.

«Шел я по лесу, солнце вяжет
Лучи в зените – добрый знак.
Мужчину вижу, он приветно
«Кто ты таков?», - меня спросил.
Что я из нартов и ответно
В охоту вместе предложил.

«Пойдем на берег СауфУрда********,
Там преогромная свинья,
Там кох-свинья******** пасется гУртом,
И поросят там… без вранья».

«Пришли на берег СауфУрда
Реки великой в бытии.
Коль говорю неправду гуртом
Умрут пусть люди все мои.
Глазам своим уже не верю,
Там кох-свинья, как пять лошак.
Двенадцать поросят, глаз ерю,
Не верю зримо, так раз так.
Сосок сосёт один лишь первый,
Второй же хвост его сосет.
А третий - хвост второго, нервен
Стал глаз, рекУ я дальше счёт.   
И так же ровно все двенадцать
Тянулись в линию легко.
А у последнего, я вкратце,
Струёй с хвоста льёт молоко…»

Финал, услышав дружно нарты
Смеются: «Ну, ты врать Сырдон!
Пусть все поддержат и с азартом
Умрут все родственники в тон!»

Не смог Сослан ещё сдержаться:
«Уйди Сырдон, нет, спрячься с глаз.
Ты недостоин здесь вращаться.
Нихас – священен ведь для нас!»

Все нарты вдоволь посмеялись,
А в заключенье Урызмаг:
«Добыл ль животное?» - шептались,
«Да мыши съели!», слышь кунак.    

Сырдон дождался, стало тихо
И назидательно изрёк:
«Вам недостойным нартам лихо
Неведомо куда в поход
Идти, вам путь хотел сегодня 
Без рассуждений указать,
Но промолчу, пусть совесть-сводня
Вас сгложет, будет загрызать!»

«Не врал бы нам повседневно,
Так мы б поверили тебе»,-
Хамыц ему сказал чуть гневно,
«А так неверье во главе.
Ведь жизнь одна дана в потребу,
Пересмотри, себя кляня.
Построить лестницу на небо
Смогли, пожалуй, из вранья».

«Вы ищите дорогу к Богу,
По лестнице, что строил я,
Идите смело, но немного,
То ж разобьетесь в свете дня!»

С тех самых пор Сырдон – обманщик
Для нартов стал враз в том селе.
Сей сказ поведал мне духанщик,
Чей чай я пил навеселе…

*)нихас – ныхас или нихас (осет. Ныхас - буквально «беседа, речь, разговор») - название места собраний, игравшее роль общественной самоорганизации осетинского общества. В нартском эпосе ныхас обозначает место общих собраний нартов. В общественной жизни осетин с древнейших времен нихас играл важную роль. Термин «нихас» в буквальном смысле значит «разговор»
**)Сырдон  (диг. Сирдон) - герой осетинского нартского эпоса, сын Гатага и Дзерассы, в котором переплелись черты характерные для трикстера и культурного героя. Особенность его эпического образа в нартиаде заключается в том, что он развивался не в героическом, а комическом и бытовом плане. Нарты назвали Сырдона коварством неба и хитростью земли;
***)Хамыц (осет. Х;мыц) - герой осетинского нартского эпоса, близнечный брат Урызмага; часто его называют «булатноусый». Хамыц происходил из рода Ахсартагката. Хамыц не совершал подвигов, был легкомысленен.
****)Сослан - имя происходит от осетинского имени Сосруко, персонажа кавказской мифологии, в частности, нартской саги. Этимологически оно произошло из тюркских языков (ногайский суслан "выглядеть угрожающе", сусла "грозный, мрачный"). Вариант Сосруко, в свою очередь, является адыгейским
*****) Гатаг или другой вариант - Батаг - водный дух, отец Сырдона из нартского эпоса. Гатаг, будучи владыкой вод, мог лишить нартов доступа к воде. Но он был благосклонен к нартам и вёл с ними дружбу. Он подарил им мельницы на своих реках. Нарты почитали Гатага больше всех из водяных духов.
******)Седьмое – здесь седьмое подземелье, глубочайшая бездна, находящаяся под Стране Мертвых.
*******)Урызмаг также Урузмаг (иронск. Уырызмг, дигорск. Орзмг, Урузмг) - герой осетинского нартского эпоса, сын Ахсартага и Дзерассы, брат-близнец Хамыца. Шатана - сестра (от другого отца) и жена Урызмага. Урызмаг происходил из рода Ахсартагката - военных вождей в обществе нартов. Урызмаг - один из самых знатных нартов, ему посвящены многие сказания. За Урызмага вышла замуж Шатана. Она обманула Урызмага, притворившись его первой женой Елдой (в других версиях сказания у Урызмага не было жены, а Шатана, достигнув совершеннолетия, заявила, что будет его женой). У Урызмага был безымянный сын, который помог ему одолеть мифических существ в стране Терк-Турк.
********)река Сауфурда – полноводная река в осетинском Нартском эпосе.
********)кох-свинья – сказочный персонаж, огромная свинья в осетинском Нартском эпосе


Рецензии
Интересный, самобытный народный эпос в поэтическом изложении впечатляет!
Вдохновения Игорь

Татьяна Турбина   11.02.2024 23:33     Заявить о нарушении
Рад вашему вниманию и отзыву к новой сказке. Татьяна. Игорь

Игорь Апрельский   19.02.2024 06:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 54 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.