Александр Федотов Метафизический символизм

Александр Федотов: Метафизический символизм русского пейзажа.
                “Символизм неизбежно зиждется на реализме”. М.А.Волошин.

Творчество Александра Федотова продолжает крупные направления русского реалистического искусства, и стоит несколько особняком на пестром торжище  художественной жизни Татарстана. Художник обладает ярко выраженным индивидуальным языком живописца и особым композиционным методом. Его картины носят неповторимый почерк и духовное наполнение, позволяющие обобщить камерное до общечеловеческого, вселенского.
Александр Федотов говорит о жизни и мироздании посредством пейзажного жанра, однако каждое его полотно является чем-то большим, чем просто пейзаж, - это квинтэссенция образа Родины – простой, погруженной в себя, очищенной, как перед лицом вечности. «Тихая моя родина» - так выразил Николай Рубцов то чувство, которое объединяет все работы  живописца. Федотов говорит о своих чувствах прикровенно, избегая  как сентиментальности, так и иллюстративности, тенденциозной фальши. Предельно чужда этому мастеру всякая пошлость: и сниженное толкование реальности, зацикленность на чернухе, которой не смогли избежать многие художники его поколения; и мечтательная условность воображаемой сусальной России; и пафос победителя природы. Реализм Федотова – реализм высшего порядка, который М. Волошин  определил как  “изучение внешних свойств и качеств вещей” и — через это —  “познание законов, образующих вещи”.  Его простота – простота самой сути предмета, простота достоверности, подчас растворенная печалью. За видимым обликом родного среднерусского мотива проступает образ уединенной, сосредоточенной цельной одухотворенной и осмысленной жизни . Его вселенная – не объект, а субъект мысли, чувства, переживания. Можно говорить о метафизическом символизме Александра Федотова, как о состоявшемся направлении в отечественном искусстве.
Решаемая им сверхзадача делает каждое его полотно аккумулятором острой любви к родной земле, как к необъятной сверхфизической сущности, не исчерпываемой зримым и осязаемым бытием. У Федотова совершенно особый уровень передачи ощущений: от его медленно падающего невесомыми кусками снега ватно звенит в ушах (картина «Снег идет" 2001, х.м), а пронзительная зелень травы ("Солнечный день" 1996, х.м) переносит к состоянию  младенческой остроты ощущений на сверхчувственном, иррациональном уровне. Этот феномен исследовал еще Марсель Пруст: он подметил, что незначительная подробность может явиться катализатором ощущений, устраняя границы между сиюминутной реальностью  и прошедшим. В этом - особый феномен Федотова-сверхреалиста.  Здесь он пересекается с Рене Магриттом, называвшим свои опыты  «магическим реализмом» или "новой вещественностью".
Свойственный  кисти Федотова аскетичный лаконизм, безошибочное чувство композиции, отточенная художественность в передаче эмоционального среза бытия выводят его картины в один ряд с работами Петрова-Водкина, Сарьяна. Однако помимо таких знаковых композиций встречаются у Федотова и сложно-структурированные работы, похожие на ритмическое кружево, иероглифическую вязь штрихов и пятен, такие как «Березы» (2008, х.м.), «Весенний туман» (2005, х.м.), "Дом. Иней" (2005, х.м.), "Сад. Сумерки" (2015, х.м). Но и тут гармоничное соотношение поля и графического наслоения силуэтов парадоксальным образом несет внутреннюю ясность и аскезу - узнаваемую особенность полотен Александра Федотова,- особенность, влекущую к медитативной созерцательности и очищению – зрителя, вовлеченного в духовную деятельность через соприкосновение с его искусством. В этом проявляются лучшие черты русского искусства, опирающегося в своей основе на византийскую духовность, на очищенность и целостность иконы. Однако эти черты не исчерпывают искусство Федотова.

В контексте мирового искусства наследие Александра Федотова вмещает спектр от пейзажа русской реалистической школы  до символизма последователей Мориса Дени, от традиции тональной живописи – до импрессионизма. Отдельные полотна Федотова входят в резонанс с приемом полуабстрактной фрагментации цветового поля, к которому прибегал Климт,  и с футуристическим динамизмом Северини. Я не провожу знака тождества между  ними, но лишь указываю на тот диалог, который возникает сверх ожидания между этими – столь разными – направлениями. Композициям Александра Федотова сродни монументальная цельность и цветовая напряженность Рериха и Нисского, колоризм и графичность «сурового стиля»: метафизический пейзаж и плоскостная стилизация пространства в духе Игоря Обросова и живописное богатство Виктора Иванова, который продолжил традиции чистой живописи Фалька и Кончаловского в суровом стиле. Близок ему по духу и Виктор Попков.
Будучи абсолютно самодостаточным творцом одной большой темы, Александр Федотов может быть рассмотрен в контексте не одного только иллюзорного направления фигуративного искусства. Его метод не исчерпывается  достоверностью изображения, он шире, чем метод традиционалистов натуралистического толка. Мастер «пейзажа-настроения», Федотов, для усиления результата, использует в своем арсенале и более насыщенную цветовую палитру, и возможности условного, декоративно-ритмического решения холста, что дает очень любопытные результаты. Повторю: декоративное начало не имеет в работах Федотова самодовлеющего значения. Его цель - передать смыслы, чувства, ощущения, и то неуловимое, что остается между строк. А фактура и декоративные приемы – лишь средство для достижения поставленной цели. Так, заиндевелые ветки деревьев превращаются в его интерпретации в острый и динамичный арабеск колючего морозного узора, на ассоциативном уровне усиливая ощущение стужи; а ворох сирени – в слепящее мерцание светлых и темных мазков, как при быстром беге сквозь цветочную осыпь. Одним из важных, стилеобразующих компонентов пейзажа Федотова является полоса, которая несет не только декоративную, ритмическую, но и смысловую функцию разделительного рубежа между противоположными стихиями. Хотя, надо отметить, мало у кого земля - как образ, как субстанция, настолько пронизана духом, настолько причастна к вечности, как у Федотова! В его трактовке клинья и полосы становятся квинтэссенцией структуры среднерусского пейзажа - рек, прогалин, заснеженных равнин, силуэтов деревьев, жердей оград… - и вызывают целый поток переживаний, связанных с родным ландшафтом, с его сакраментальным мотивом бесконечности и дороги, земного странствия; со сменой времен года,  сопряженных с глубинными переживаниями жизни, смерти и воскресения.
 И тогда как живописно-тональная система Федотова продолжает традицию Крымова, острота его композиционной концепции, доведенная до иероглифичной безошибочности, есть преломление как символизма, так и абстрактного начала в фигуративном искусстве – на своем, сверхчувственном уровне демиурга, приводящего иррациональную цветущую сложность мира к ясным формам. Музыкальная архитектоника художественного пространства, его сложная ритмическая организация – главная особенность композиций Федотова. Его полотно превращено в композиционную формулу, в которой равновесие, центричность соединены с асимметрией и динамикой, типичной для искусства древнего Китая и Японии. Можно сказать, тут имеет место изобразительный язык, доведенный до абсолюта, до знака, до архетипического образа. Оставаясь в границах реалистического искусства, этот язык тяготеет к декоративной стилизации, к иероглифическому выражению, является мостиком между живописью – и графикой. К числу наиболее ярких примеров относятся такие полотна, как "Березы" (2008, х.м.), "Облака. Осень" (2005, х.м.), "Солнечный день" (1996, х.м.), "Осень. Ранний снег" (1999, х.м.), "Весенний туман" (2005, х.м.) и другие.
Если обобщать, в творчестве  А.С.Федотова просматривается несколько направлений:
1. Метафизический пейзаж России. Картины-символы, в которых велика сверхчувственная составляющая без какой бы то ни  было ложной «мистики»: "Снег идет" (2005), «Слобода» (2005), «Ворота» (1989), «Возвращение» (2002), "Тишина" (2000),  "Солнышко" (2010)
2. Пейзаж, построенный на ритме пятен, в ряде случаев тяготеющий к ритмической абстракции, с ярким условным  языком образов и форм, не утративших узнаваемости  фигуративного мира: "Заснеженный лес" (2010), «Яблоня» (2006), «Сирень» (2001), «Тишина. Вечер» (1995) В таких работах художник часто экспериментирует с фактурами, текстурами, сталкивая пастозную технику с лессировками и экспрессивным точечным мазком.
3. Эмоциональный щемящий пейзаж-ностальгия, «коагулят»  очищенных воспоминаний. Это теплый, ностальгический мир «родом из детства», узнаваемый и глубинно-близкий каждому. ("Облако. Вечер"(1995), "Зима" (2000), "Май"(1995), "Последний луч"(1989), «Осень. Ранний снег» (1995)
4. Образно-интеллектуальные композиции, почти «шахматные партии», вызывающие ассоциации с Джорджо Моранди по культуре цветового строя и по центрично сфокусированной композиции. («Лодки» (1994), «Весенний туман» /Памяти отца/ (2005),  "Мокрый снег" (2003).
5. Серия пейзажей на передачу освещения, на состояние – пейзажей по большей части закатных, создающих поразительный эффект свечения -  продолжают традицию Крымова, Пластова, Куинджи, созвучны поискам французских и бельгийских импрессионистов (Сислея, Моне, Эмиля Клауса) и художников, принадлежащих к направлению "луминизм" (Луминизм (нидерл. Luminisme) - направление в постимпрессионизме, в котором особое внимание уделяется отображению световых эффектов.)Однако эти произведения Федотова  не ограниченны тонально–цветовой задачей, но раскрывают образ изображаемого посредством гиперболизации  характерных черт натуры. Художник добивается монументальности и зримой весомости, самоценной значимости изображаемого. При этом весь холст его становится светоносным экраном, хотя живопись не теряет плотности и напряженной звучности.  Таковы работы «Вечер в деревне» (2003), «Тополя у воды» (1997), «Май» (1995), "Туман" (1998).

Во всех перечисленных  направлениях понятие «образ» является ключевым для художественного  языка Александра Федотова: «уж если  октябрь - то квинтэссенция золотой осени»  - по определению художника Александра Туманова.  А если древо – то Иггдрасиль, не иначе.
Композиционные приемы Федотова – как в свое время приемы Джорджо Моранди - могут пополнить учебники по композиции и достойны пристального рассмотрения. Для этого, конечно, необходимо широкое экспонирование и репродуцирование работ этого мастера. К сожалению, до сих пор не существует ни одного буклета с иллюстрациями его произведений, не говоря уж о персональном альбоме... Так остается под спудом творчество одного из самых масштабных, космичных художников  современности.

Над своими замыслами художник работает долго, неоднократно возвращаясь к картине в течение несколько лет. Эта вдумчивая, и вместе с тем интуитивная работа не терпит ни подгонки, ни сроков. Как у «драгоценных вин», у каждой его вещи – свое время созревания. Свой темп, как у музыкального произведения. В произведениях такой наполненности иначе и быть не может. Очевидно одно: творчество этого мастера является бесценным достоянием России. И задача современного искусствоведения и масс-медиа донести  его до зрителя.
(2015 г.)

***
Художник Александр Сергеевич Федотов родился 25 января 1955 года в городе Выру, в семье военного. Выпускник  Рязанского художественного училища (1975 год), в 1983 году Федотов окончил Московский Государственный художественный институт им. В. И. Сурикова (мастерская станковой живописи профессора Д.К. Мочальского). С 1983 года работает в Казани, из них первые три года - в творческих мастерских Академии художеств СССР под руководством Х.А. Якупова. С 1990 года — член Союза художников России. В 2005 году Федотову присвоено звание Заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан. 26 августа 2016 года указом Президента РФ Александр Сергеевич Федотов награжден  званием ЗАСЛУЖЕННЫЙ ХУДОЖНИК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. На счету художника – несколько персональных выставок, участие в знаковых выставочных проектах общесоюзного и регионального значения. Юбилейная выставка А.С. Федотова, проходившая в июне-июле 2015 года в Национальной галерее «Хазинэ» Казанского Кремля, отразила творчество последних двух десятилетий. Произведения художника находятся в собрании Музея изобразительных искусств Республики Татарстан, частных собраниях Англии, Японии, Голландии, Германии и России.


***
на  фото - А.С.Федотов, "Ночь".х.м.


Рецензии
На днях в Саратове прошла выставка Андрея Волкова, который представляет династию двух художественных семей...Его дед Александр Волков контактировал с Павлом Кузнецовым.
Меня увлекают особенности метафизической живописи Де Кирико, Утрилло и других,кто ощущал и умел передать зрителю своё ощущение "метафизического пространства", его поэзию и глубину. Я приветствую Вас, как "понимающую", это немногим "дано"... С приязнью, Леонард

Леонард Исмаев   28.10.2017 16:39     Заявить о нарушении
Жаль, что нельзя увидеть здешними глазами все, что хотелось бы душе.
Спасибо, рада, что это не всем чуждо.
...Не тот ли Александр Волков, который написал картину "Гранатовая чайхана"? Работ Андрея Волкова не видела, к сожалению.

Анна Акчурина   23.11.2017 05:10   Заявить о нарушении