Кукурузник. Этюды

А то не ласточки на воле, не сизари,
Летает «Аннушка» над полем – смотри, смотри:
То шею к облаку заносит, то книзу гнёт,
Глаза и крылышки стрекозьи, но самолёт.
И струи тянутся из пуза, и день в меду,
Здесь быть пшенице, кукурузе – в другом году…
А мы в другом году, воспетом – мы будем где?
Осколок яблочного лета - Успенья день.

*
То ли комбайн, то ли трактор гудит на поле –
Голос у техники в вёдро особо зычен –
Яблоки старая Марфа несёт в подоле,
Кухонный фартук прижав к животу привычно.
Сколько нападало, сколько ещё на ветках…
Гул самолёта мешается с птичьим гвалтом,
Марфа отчаянно крестится: чёрт отпетый,
Чудом подворье не вынес, как напугал-то.
В очередь ждал сигареты в ларьке – не борзый,
А за штурвалом лихач, хоть сажай на цепи…
Вспомнится детское: ехали в тыл обозом,
Так же кренился и фриц, заходя на цели.

*
Осколок очумительного лета…
Он яркого оранжевого цвета -
В подсолнухах весёлых сарафан.
Потянет Колька пояс из кулиски,
И всё внутри расплавится у Лизки,
И ходит ходуном аэроплан.
Но сколько их, полей, в округе, сколько…
Ждёт в авиаотряде Кольку койка -
Железная с пружинами кровать.
А дальше на других просторах вахта,
А Лизка-то беременная, ах ты,
И пузо скоро некуда девать…


Рецензии
ТЕХНИЧЕСКИЙ ОБЗОР цикла стихов — Кукурузник. Этюды (Надежда Бесфамильная) / Стихи.ру http://stihi.ru/2020/01/01/3233

А то не ласточки на воле, не сизари,
Летает «Аннушка» над полем – смотри, смотри:
То шею к облаку заносит, то книзу гнёт,
Глаза и крылышки стрекозьи, но самолёт.
И струи тянутся из пуза, и день в меду,
Здесь быть пшенице, кукурузе – в другом году…
А мы в другом году, воспетом – мы будем где?
Осколок яблочного лета - Успенья день.

*
То ли комбайн, то ли трактор гудит на поле –
Голос у техники в вёдро особо зычен –
Яблоки старая Марфа несёт в подоле,
Кухонный фартук прижав к животу привычно.
Сколько нападало, сколько ещё на ветках…
Гул самолёта мешается с птичьим гвалтом,
Марфа отчаянно крестится: чёрт отпетый,
Чудом подворье не вынес, как напугал-то.
В очередь ждал сигареты в ларьке – не борзый,
А за штурвалом лихач, хоть сажай на цепи…
Вспомнится детское: ехали в тыл обозом,
Так же кренился и фриц, заходя на цели.

*
Осколок очумительного лета…
Он яркого оранжевого цвета -
В подсолнухах весёлых сарафан,
Потянет Колька пояс из кулиски,
И всё внутри расплавится у Лизки,
И ходит ходуном аэроплан.
Но сколько их, полей, в округе, сколько…
Ждёт в авиаотряде Кольку койка -
Железная с пружинами кровать.
А дальше на других просторах вахта,
А Лизка-то беременная, ах ты,
И пузо скоро некуда девать…

© Copyright: Надежда Бесфамильная, 2020
Свидетельство о публикации №120010103233

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ПЕРВЫЙ ЭТЮД. Написан лёгким косым (неустойчивым) справа ЯЯА-логаэдом — ЯЯА6_а4 — и в первой строке, ритмически им и является:

о1о1ооо1о/_ооо1

Но далее пошёл, ямбчик. Этакий 6- стопный ямбчик структуры 4/2 — показываю в разбивке:

И струи тянутся из пуза,
И день в меду,
Здесь быть пшенице, кукурузе –
В другом году…

То есть перед нами, метрически — логаэд:

о1о1о1о1оо1о1

а ритмически, ямбчик:

Зимняя ночь - Борис Пастернак http://rustih.ru/boris-pasternak-zimnyaya-noch/

«Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.»

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ДОПОЛНИТЕЛЬНО. Согласен, ритмически эт достаточно сложный логаэд. Чтобы создать логаэдический ритм необходима концентрация на двух структурах — 2/4 и 3/3 —

СТРУКТУРА 2/4:

о1о1/о/1о1оо1о1...

В прохладном небе воздух полон зари небесной
Холодный омут прячет тайны свои хрустальные
А этот берег отчеканен как призрак Весты
И это море словно песня огней прощальных

— чтобы выходил ямб:

о1о1 /
о1о1о /

— и гликоней с анакрузой и без:

с:

о1о1оо1о1... — ямбический диметр

без:

1о1оо1о1... — хореический диметр или гликоней
оо1оо1о1...

СТРУКТУРА 3/3:

о1о1о1/о/1оо1о1...

Небесные созданья верят в тебя принцесса
Ты омут мирозданья в тайне своей чудесной
Ты словно призрак бьёшься ищешь признанья истины
На небесах твоих печальное небо жизни

— чтобы выходил ямб:

о1о1о1 /
о1о1о1о /

— и аристофаник с анакрузой и без:

с:

о1оо1о1...

без:

1оо1о1...

ПОНЯТНОЕ ДЕЛО, что структура 4/2 для логаэдического ритма этого логаэда сложна. Чтобы его получить необходим пропуск ударения после цезуры /. И, необходим ЦЕЗУРНЫЙ ПЕРЕБРОС /_ — собственно всё то, что нам показывает первая оригинальная авторская строка:

А то не ласточки НА ВОЛЕ, /_ НЕ СИЗАРИ,

Которая, в принципе нарушает основной размер — как и 4 строка:

«Глаза и крылышки стрекозьи, но самолёт.»

Схемы обоих:

о1о1ооо1о/0оо1
о1о1ооо1о/1оо1 — ЯЯА6_а5

О нарушении ритма речи нет.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ПЕРЕХОД 1>2:

Когда я попал на первую строку второго стиха, я упал. На комбайне. Матернулся. Встал на комбаин и поехал дальше. И вновь упал — но уже на странном ведре. Но ничого. Матернувшись ещё раз. Поднялся на ямбическое вёдрО и снова почимчиковал дальше. Где, на третьей строке понял, что размер второго стихотворения отличается от первого. А я прочитал по инерции...:

~~~~~~~~~~~~~~~~
Осколок яблочного лета - Успенья день.

*
То ли комбаин, то ли трактор гудит на поле –
Голос у техники в ведре особо зычен –
~~~~~~~~~~~~~~~~

Похоже? Вот и я о том же. Эт ритмика. Ну не знаю. Стоит ли говорить автору, что надо бы понимать эти элементарные моменты оной... Фиг с ним! Так или иначе, автор образована в правописании, а её не образованность в метрике, тут не обязательна. Бо, как известно, — читать циклы стихов, при переходе, необходимо с паузой. Ага. И, — причём здесь ритмика, конешно... Харэ!

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ВТОРОЙ ЭТЮД. Написан тяжёлым косым (устойчивым) справа ДХ-логаэдом — ДХ5_в4 структуры 3/2 с переменной цезурой — и, естественно, ритмически им и является. Пойдёт. Обозначу нарушения основной структуры:

5 — «Сколько нападало, / сколько ещё на ветках…» — 50/50
11 — «Вспомнится детское: / ехали в тыл обозом,» — 100%

Опять же, эт лирические нарушения. В 5- стопных логаэдах структуры 2/3 и 3/2 нередко вместе. О нарушении ритма не скажу. Обозначу, для большей ясности, и переменную цезуру:

3 — Яблоки старая Марфа / несёт в подоле,
4 — Кухонный фартук прижав / к животу привычно.
6 — Гул самолёта мешается / с птичьим гвалтом,

1оо1оо1о/о1о1о
1оо1оо1/оо1о1о
1оо1оо1оо/1о1о

Напоследок обозначу и нарушение (вида) метра:

8 — «Чудом подворье не вынес, как напугал-то.»

1оо1оо1о/1оо1о — ДХ5_в3

О нарушении ритма и здесь не скажу.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ДОПОЛНИТЕЛЬНО К ДВУМ ЭТЮДАМ. Чё-то подумалось...

ПЕРВЫЙ ЭТЮД. Входит в систему 13- сложника 8 серии —

13-8:

о1о1о1о1/о/о1о1() — 1 — в основном
1оо1о1о1/о/о1о1()
1о1оо1о1/о/о1о1()
1о1о1оо1/о/о1о1()
о1оо1оо1/о/о1о1()

о1о1о1о1/о/1оо1() — 6 — дополнительно
1оо1о1о1/о/1оо1()
1о1оо1о1/о/1оо1()
1о1о1оо1/о/1оо1()
о1оо1оо1/о/1оо1()

ВТОРОЙ ЭТЮД. Входит в систему 12- сложника 7 серии —

12-7:

1о1о1о1/о/о1о1()
о1оо1о1/о/о1о1()
о1о1оо1/о/о1о1()
1оо1оо1/о/о1о1() — 4 — в основном

1о1о1о1/о/1оо1()
о1оо1о1/о/1оо1()
о1о1оо1/о/1оо1()
1оо1оо1/о/1оо1() — 8 — дополнительно

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ТРЕТИЙ ЭТЮД. Написан 5- стопным ямбом. На три-четыре удара. В основном на три. Можно сказать везде на три — если включить диподии. И в основном 7- й (пеонной) формы:

о1ооо1ооо1...

Одна строка, только, не такая:

10 — «А дальше на других просторах вахта,»

о1ооо1о1о1о
о1ооо0о1о1о — с диподией.

Это я к тому, что ритмика третьего этюда, легче некуда. Я даже, грешным делом подумал о хорее — настолько этот ямбчик лёгкий и воздушный. Однако,

Не нравится отсутствие разбиения стиха на строфы — ничем не обоснованное. Не нравится мужской альтернанс. И не нравится слово «очумительное». Поэтому,

РИТМИЧЕСКАЯ КРИТИКА:

Осколок (ослепительного) лета…
Он яркого оранжевого цвета -
В подсолнухах весёлых сарафан(а),

Потянет Колька пояс (за) кулиски,
И всё внутри расплавится у Лизки,
И ходит ходуном аэроплан(а).

Но сколько их, полей, в округе, сколько…
Жд(у)т в авиаотряде Кольку койка -
Железн(ые) с пружинами кроват(и).

А дальше на других просторах вахт(ы),
А Лизка-то беременная, ах ты,
И пузо скоро некуда девать (ей)…

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ПОСЛЕСЛОВИЕ. Дорогой автор, как говорят у нас в Тьмутаракани, — уровень слуха противоречит уровню написания. То есть при достаточно высоком (незаурядном) чувстве ритма и слова, достаточно заурядный набор инструментов: метров и размеров — для пятиклассников. Вот Вам для размышления:

Определение Размера и Формы стихотворения (Рихард Мор 2) / Стихи.ру http://stihi.ru/2017/10/22/6252

Рихард Мор 2   16.05.2021 17:50     Заявить о нарушении
О майн гад!)))

Рихард Мор 2   16.05.2021 19:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 48 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.