Живопись и биткоин

Казалось бы, что между ними общего?
Но если подумать - то в биткоине, и криптовалютах вообще, лежит наглядная разгадка ранее не понимаемого явления в живописи, когда картины одного автора стоят десятки и сотни миллионов, а другого - сотни и тысячи.
Когда копия стомиллионной картины, которую "знаток" без кучи экспертов и экспертиз не отличит от оригинала стоит в десятки тысяч раз дешевле оригинала.
Когда то, что и живописью в здравом уме назвать нельзя - стоит несусветные суммы.
Искусствоведы сочиняют самую невероятную ахинею насчет "черных квадратов" о каких-то супер-пупер достоинствах.
Вместо того, чтобы честно сказать - в рамках законов художественного творчества все это объяснить НЕВОЗМОЖНО. Потому что причины лежат вне законов собственно живописи.
.
Если насчет "черного квадрата" искуствознатцы ухитряются наверчивать какие-то псевдообоснования его ценности как предмета живописи, то с биткоином все очевидно с самого начала.
Какой-то, составленный по определенным правилам, набор нулей и единиц - заведомо не имеет никакой материальной ценности.
Заведомо не имеет никакой художественной или информационной ценности.
Кстати, и обычная валюта - рубли, доллары, юани, взятые сами по себе, не имеют почти никакой ценности. Всего лишь разноцветная бумага. Ну пойдет на фантики для игр и только.
Нелепо было бы пытаться обосновать ценность купюры ссылками на художественные достоинства или возможностью употребить как качественную бумагу.
Ценность деньгам придает возможность обмена на реальные блага или на другую валюту.
Ну с валютой  понятно - ее ценность, возможность обмена на  товар или другую валюту гарантируется государством.
.
С криптовалютой интереснее - ее ценность формально никем не навязывается и не гарантируется.
Существенны только критерии и гарантии аутентичности. Но критерии кроме подлинности абсолютно ничего не гарантируют.
Ценность криптовалюты определяется общественным соглашением, причем формально никак, никем и нигде не фиксируемым, и не централизованным.
Криптовалюта стала для определенного круга людей удобным платежным и накопительным средством.
Далее углубляться не буду...
.
Произведения живописи фактически стали своего рода криптовалютой. Средством вложения и хранения денег. Средством обретения престижа.
И потому искать обоснования цены таких "криптовалютных" картин в художественных достоинствах бессмысленно.
Их цена такова - потому что признается таковой в определенном круге "ценителей".
.
В отличие от чистой криптовалюты, здесь произведения и сами по себе имеют ненулевую потребительную стоимость, художественную и культурно-историческую ценность.
Но их цена определяется вовсе не этими вещами.
.
И при этом есть художественный "ширпотреб", стоимость которого определяется художественной ценностью и себестоимостью изготовления, редкостностью таланта, и спросом и предложением именно художественного плана.
Но в этой части - никаких парадоксов и не возникает - здесь нет совмещения с функцией криптовалюты.
И здесь никто не заморачивается экспертизами.
.
В отличие от чистой криптовалюты в живописи очень важен вопрос аутентичности. (В биткоинах подделка практически невозможна, как и подмена биткоина эфириумом.) Поэтому нужен и успешно кормится отряд экспертов - якобы искусствоведов, который занимается по факту не вопросами художественной ценности, а проблемами криптовалютного аспекта.
.
Все это ярко показывает, что в искусстве существуют вещи, законами самого искусства никак не объясняемые. Что ценность произведения вполне может определяться неким групповым соглашением, безотносительно к содержанию произведения.
И величина этой ценности может никак не коррелировать с той что ожидалась бы, исходя из чисто художественных критериев.
.
И естественно, что подобное имеет место и в других искусствах. Только в более скромных масштабах.
Есть раскрученные, попавшие в "обойму" произведения, имена, даже стили, ценность которых определяется и тиражируется искусствознатцами, "модой", "традицией".  И ставится несоразмерно выше не попавших в обойму.
.
Можно спросить, почему это приняло такие гипертрофированные формы именно в живописи, превратив определенный массив картин фактически в криптовалюту?
Но это уже другой вопрос, на который у меня нет готового уверенного ответа.


Рецензии
Мне кажется, стоимость зависит не от мастерства художника изобразить достоверно, а от умения мастера запечатлеть "послание". Иные "послания" (они же идеи, смыслы, замыслы) обращены ко многим или всем и потому не слишком зашифрованы. Иные же назначены не всем, но избранным, имеющим "ключи"-декодеры к посланию. Вот эти-то и стоят дорого и непонятны большинству (не ему и предназначены), ибо "избранный" с покупкою произведения приобретает собственно "ключи" (декодеры). За то и платит. Я это поняла не так давно, когда волею случая увидела как много (не побоюсь этого слова) смысла заложено в казалось бы обычном самом (и вполне себе абсурдном - но только лиш на первый взгляд (!) одном небольшом произведении из наших дней. И я прошла бы мимо, пожав плечами: ну, прикольно, да. Но что такого? Если бы мне не показали ключи,.. Но когда я воспользовалась ключами и углубилась в суть послания - мне дух перехватило! Теперь я знаю, как устроено искусство, и как оно работает, и что оно такое. Оно, конечно инструмент. Но какой инструмент! И каким мощным этот инструмент может быть! Но если в нём заложить избирательность (ключи есть не у всех, но у избранных, остальные - "слышали звон - да не знают, где он!"... Это как ценная книга с очень важными документами и выкладками внутри, но вы способны видеть лишь обложку. Да и название уводит вас от сути и ничего не проясняет (оно задумано таким). Книга заперта. Но если вы купили книгу, а вместе с нею ключь, вы можете её открыть и даже прочитать. Вот это вот и стоит баснословных денег. Как думаете, что от масс скрывают, и шифруют избранным? Что стоит таких денег, каких платить готовы те, что знают: с покупкой молучают и ключи. Ключи к чему? Что держат под замком? И открывают только лишь немногим. И что вообще на свете стоит дороже всего (но при этом страшнее всего, страшнее любого оружия)?

Галина Замжицкая   30.08.2021 10:11     Заявить о нарушении
Вы не о том. Я писал не об интеллектуальной или художественной ценности, а о цене. Для первого не нужны никакие экспертизы и не так уж важно - оригинал или неотличимая копия.
Покупатель картины за сто миллионов баксов никаких ключей не получает. А получает купюру криптовалюты.
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   30.08.2021 10:32   Заявить о нарушении
Так и я не о ценности, а именно что о цене. Буквальной, денежной цене. И зря Вы отрицаете ключи. Если Вы чего-то не видите, из этого не следует что этого и нет.
Вот посмотрите, тут есть немного про ключи и то, как они устроены, и как это работает:

http://m.youtube.com/watch?v=UgALMtOA_oU

А если следом посмотрите ещё и оба упомянутые фильма, то может быть увидите ещё немного больше. А если догадаетесь, что фильмов больше вплетено, чем два и сможете понять, зачем и почему и что всё это значит...
В общем, могу ещё сказать по поводу кино. Дзеффирелли, например. Ключ к пониманию послания в его фильмах можно сформулировать как "всё не то, что кажется". Но вот я его Вам назвала, а Вы не сможете его применить. Потому что ваше сознание не готово к такому восприятию. И всё же Проведите для себя эксперимент, посмотрите сначала фильм "Иисус из Назарета" Дзеффирелли (он четырёх-серийный), и попробуйте применить этот ключ: "всё не то, что кажется". Если понять не удастся, то конкретно к этому фильму есть ещё один ключ, предусмотренный самим Дзеффирелли. Собственно, это фильм, который он снял именно как ключ к фильму " Иисус из Назарета". Это следующий его фильм "Чемпион". Но, предупреждаю, что это задачка для ума, то есть придётся поднапрячься. Тем более, что фильмы в общем-то о разном и на первый взгляд совсем не связаны между собой ни событийно, ни сюжетно. И тем не менее, я утверждаю, что " Чемпион" является ключом к "Иисусу". Но к чемпиону применим всё тот же ключь: " всё не то, что кажется". Это один из широко используемых ключей. Его можно применять и к фильмам Параджанова (даже нужно) и к другим видным режиссёра. Но этим ключом все ключи не исчерпываются, увы. И мне их пока не хватает. Так, я отчётливо вижу, что у Пикассо есть свой "язык", я совершенно точно вижу, знаю, понимаю, что что-то зашифровано, напечатано в его работы. И это что-то стоит баснословных денег. И как бы я хотела получить ключи! Но он - не Дзеффирелли, ключей не получить так просто. Увы!

Галина Замжицкая   30.08.2021 22:42   Заявить о нарушении
Это очередная мифология...
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   31.08.2021 09:32   Заявить о нарушении
А вот про эпиграфы у Пушкина: http://ruthenia.ru/document/343653.html
Это не ключи ли?

Галина Замжицкая   01.09.2021 15:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.