Из жизни завоевателей

Была война, гремели пушки,
Разбит был баловень побед.
Писал когда-то А. С. Пушкин,
Великий русский наш поэт:

«Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно...» –
А я стою, смотрю в окно.

Там, за окном, такая нега!
Сугробы в поле и в лесу
Сверкают искрами под солнцем,
И, ветку отряхнув от снега,
Синица тинькает вовсю,
Вспорхнув с кормушки на морозце.

Я о захватах не мечтаю,
Мир покорить я не хочу;
Была бы моя хата с краю,
Да было б дело по плечу.

Того и хватит. Что за дело
Мне до каких-то болтунов:
За всё они берутся смело,
А взявшись – наломают дров.

Нам Бонапартов крах известен:
Он на Россию войско вёл,
Потом бежал, как пёс на место,
Оставя рать средь русских сёл.

Вот так история нас учит:
В Москву идёшь – в Париж бежишь.
А на Святой Елене тишь,
Которая тебя замучит.


На иллюстрации: картина Оскара Рекса (1857 – 1929) «Всё кончено. Наполеон на острове Святой Елены». Источник изображения: сетевое издание «Электронный научно-исторический журнал «Родина».

P.S. В июне 2022 года исполняется 210 лет с момента начала Отечественной войны против Французской империи Наполеона Бонапарта и её европейских союзников. В ночь с 23 на 24 июня (по старому юлианскому стилю с 11 на 12 июня) 1812 года наполеоновская армия «двунадесяти языков» объединённой Европы перешла границу России, проходившую тогда по реке Неман.


Рецензии
А что здесь с формой? И что тут с рифмой?
АВАВ, ААВВ, АВСАВС, АВАВ, АВАВ, АВАВ,АВВА. Стас, поясните, это такой своеобразный прием или "я художник, я так вижу"?
Если убрать совершенно (с моей колокольни) лишние С, то получим:
Там, за окном, такая нега!
Сугробы в поле и в лесу
И, ветку отряхнув от снега,
Синица тинькает вовсю,
А затем добавить к уже имеющимся очень красивым строкам, их, право, жаль удалять, недостающее:
Сверкают искрами под солнцем
........
Вспорхнув с кормушки на морозе
.........,
Заключительный катрен АВВА путем перетасовки местами строф имеем АВАВ:
В Москву идёшь – в Париж бежишь -
Вот так история нас учит.
А на Святой Елене тишь,
Которая тебя замучит.
Что думаете по этому поводу? С уважением,

Мила Семенова   15.11.2023 23:41     Заявить о нарушении
Да, уважаемая Мила, затянул я, затянул. Признаю. Зато подумать было время. Итак, подумавши, ответствую:

1) Данное произведение написано не в твёрдой форме типа тех же сонетов или триолетов, и потому строфика и очерёдность рифмовки тут вполне могут быть произвольными.

2) В подтверждение того, сошлюсь на видного отечественного стиховеда В.Е. Холшевникова: «Наряду с чёткими строфическими формами встречаются такие, в которых строгость чередующихся строф ослаблена: например, неупорядоченно чередуются 4-стишия с разной системой рифмовки – перекрестные и охватные и т. п. – или с разными клаузулами, например АбАб и аБаБ и т. п. Такие строфы называются нетождественными … Еще сильней размывает строфу чередование строф с разным количеством стихов: 4-стиший с 5-стишиями, 6-стишиями и т. д. Такие нетождественные строфы называются иногда строфоидами, т. е. строфоподобными; единство строфоида поддерживается преимущественно синтаксической завершенностью; это форма переходная к нестрофическому стиху» (цит. по изданию: Мысль, вооруженная рифмами: Поэтическая антология по истории русского стиха. – Составитель, автор статей и примечаний В.Е. Холшевников. – Л., Издательство ЛГУ, 1983. – с. 30). Так что со спокойной совестью можете считать, что это не «я так вижу», а действительно «своеобразный приём», в коем всё вполне по науке получилось.

3) Таким образом, последнее четверостишие вполне подпадает под холшевниковскую формулировку о допустимости «неупорядоченного чередования 4-стиший с разной системой рифмовки – перекрестной и охватной» (в предыдущих – перекрестная АВАВ, а в нём – охватная АВВА), и с этой точки зрения перетасовки строчек не требует.

4) К привлекшей Ваше внимание рифмовке АВСАВС в третьей строфе нашлась вполне классическая параллель у Бродского в «Осеннем крике ястреба», хотя и другим стихотворным размером писанная:

(А) На воздушном потоке распластанный, одинок,
(В) всё, что он видит – гряду покатых
(С) холмов и серебро реки,
(А) вьющейся точно живой клинок,
(В) сталь в зазубринах перекатов,
(С) схожие с бисером городки…

У других учёных людей, помимо Холшевникова, нашёл упоминание, что такая последовательность рифм по-научному называется «тернарной». Она может иметь и несколько иной вид – ААСВВС. Тут пример можно привести ещё более классический:

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

К Пушкину, насколько я смог заметить, Вы тоже весьма неравнодушны.

5) Предложенный Вами вариант переработки одного шестистишия в два четверостишия вполне допустим, переделать не проблема, вот таким образом, например:

Там, за окном, такая нега:
Сугробы в поле и в лесу,
И, ветку отряхнув от снега,
Синица тинькает вовсю.

Сверкает искрами под солнцем
Лёд на реке у полыньи,
Вспорхнув с кормушки на морозце,
Судачат стайкой воробьи.

Вот, правда, реки из моего окна не видно, в отличие от вполне реальных поля и леса, и воробьёв, насколько помню, на кормушке в тот момент не было, а была именно синица. Так что лучше синица в руках, чем воробьи в небе! Да и всё же хотелось бы сохранить оригинальность той самой тернарной рифмовки, весьма редко встречающейся в стихотворных произведениях.

6) Могу добавить, что в целом стихотворение писалось не по заранее определённой схеме, в отличие от сонетов и триолетов, а само собою, вольным вдохновением, так сказать. Потому и все вышеприведённые аргументы разыскивались и подтягивались уже после получения Вашей рецензии. Которая и заставила освежить знания по теории стихосложения. За что и спасибо!

7) Под занавес ещё раз выражаю восхищение Вашим, если можно так выразиться, стихотворным слухом, уже замеченным ранее. Дело в том, что основная часть сего произведения была написана изрядно давно, много-много лет тому назад, а то самое шестистишие с синицей дописывалось отдельно и гораздо позже, с января по июнь прошлого 2022 года, даже некоторые сочувствующие читатели здесь, на Стихире, советы подавали по поводу долго не подбиравшейся рифмы к слову «вовсю». И вдруг именно на это шестистишие Вы обратили своё внимание! Это о многом говорит!

С уважением,
Ст. Пт.

Стас Птаха   14.12.2023 09:15   Заявить о нарушении
Стас, спасибо за ответ. Естественно мне интересен и Ваш замысел и пояснения. Я "за жёсткую рифму и железобетонную форму". Но расширять свой кругозор необходимо.

Мила Семенова   14.12.2023 10:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.