Перепечатано из журнала Лучик

  Тайны Русской истории. Ересь жидовствующих и Третий Рим.

  Есть в русской истории эпизоды, о которых не принято много говорить. К ним относится и так называемая «ересь жидовствующих». А это очень интересный эпизод – не только совпавший по времени с окончательным становлением Российского государства, но и сопровождающий его на протяжении всей его последующей истории...

  Как может эпизод, уложившийся в пару десятилетий, оказывать влияние на историю, продолжающуюся уже больше пяти веков? Чтобы лучше это понять, мы разбили рассказ на несколько частей.

  Часть I. Москва – Третий Рим
Начнем с главного. Третий Рим — это концепция, придуманная в XIX столетии и приписанная рубежу XV и XVI веков, правлению Ивана III и Василия III. На самом деле в те годы никто себя Третьим Римом не считал. Это была метафора – очень редко используемая, из чего видно, что никто её всерьёз не воспринимал.

  Единственное более-менее внятное официальное упоминание Третьего Рима относится к Московскому Собору 1589 года, который ввел в России патриаршество. И что примечательно: сказал это не русский царь, а… константинопольский патриарх Иеремия II: «Твое же, о благочестивый царю, великое Росейское царствие, третий Рим, благочестием всех превзыде».

  В 1846 году в I томе «Дополнений к Актам Историческим» было напечатано послание старца псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофея (1465—1542) к дьяку Мунехину-Мисюрю: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».
  Кто и зачем популяризовал это письмо и на его основании стал доказывать, что Россия — это наследница Византийской и Римской империй?

  Вспомним ситуацию середины XIX столетия. В 1836 году случился культурный теракт, о котором мы уже много раз писали, например, тут и тут.
  Филокатолик и протокомуннист Чаадаев невероятно возмутил общество своею западнической концепцией: у России, мол, нет истории, это дикая, варварская, азиатская страна.
  Все истинно русские люди страшно разозлились и начали срочно искать национальную идею, которая по понятиям того времени должна была быть, конечно же, имперская, экспансионистская, нацеленная на захват «проливов» и на водружение креста на святой Софии.
  И тут кто-то удачно нашел старца Филофея. Это была очень своевременная находка. Подробно вчитываться в переписку первой половины XVI века не стали, «всё и так понятно» – мы, мол, Третий Рим, сразу после Второго, и претендуем на его наследие, особенно на Балканах.
  Мы уже защитили Запад от Наполеона, а теперь еще будем спасать балканских христиан от османского гнета.

  Нужно понимать, что Российская империя была не единственной страной, которая разыгрывала карту гуманизма в отношении покоренных турками славян. Первой скрипкой в этом оркестре балканской любви были тогда англичане, которые организовали в 1821 году Греческую революцию и даже сагитировали отправиться туда воевать лорда Байрона, который, впрочем, совсем не воевал и умер в итоге не в бою, а от… ну, в общем, от болезни.
  Русским царям же (которые давно уже были немцами, представителями немецкой династии) очень хотелось затесаться в «концерт» западных держав, занять подобающее место в начавшем складываться «империализме» (это то, что мы сегодня называем «глобализмом»).
  Однако Запад принимать Россию на равных не хотел – что и обернулось Крымской войной.
  Именно после этой войны концепция «Третий Рим» была взята на вооружение царем-либералом Александром II. И вот почему.

  Поражение в Крымской войне расшатало страну, из образовавшихся щелей полезли революционные демократы и народники, которые начали рассуждать в том духе, что было бы неплохо собрать Земский собор и разогнать онемечившихся Романовых, которые ведут великое Русское государство куда-то не туда.
  Дабы погасить эту революционную волну, либеральный император понарошку отменил крепостное право (на самом деле крепостные так и остались крепостными, личная и поземельная зависимость крестьянства была заменена полувековыми выкупными платежами, т. е. на месте феодального рабства появилось кредитное). А для удовлетворения уязвленных национальных чувств было устроено празднество «Тысячелетия Руси» (в 1862 году).
  Именно тогда в идеологическую машину Российской империи была встроена концепция «Москва — Третий Рим», которая как бы встраивала Россию в историю Западной Европы. Подкреплено всё это было публикацией в «Православном собеседнике» в 1861—1863 гг. еще кое-каких посланий Филофея.

Таким образом, «Третий Рим» — идея новая и по своей сути полузападническая. Но важно не это. Важно другое: соответствует ли она действительности?

Древние славяне с Римом явно не дружили, в V веке они были частью «державы Аттилы», которая воспринималась на тогдашнем Западе как главный геополитический враг (да, да, «Орда — родная, злобная, твоя», «с раскосыми и жадными очами»).

Вы скажете: «Ну хорошо, славяне не были союзниками Рима. Хотя и утверждение о славянском участии в «державе Аттилы» крайне сомнительно. Но мы же дружили с Константинополем («Вторым Римом») и приняли от греков православие!»

И это не так. Византия находилась в состоянии войны со славянами и русами, вплоть до 1046 года. Сколько раз славяно-русы пытались прибить свой щит ко вратам Цареграда? Не менее семи: в 559, 626, 860, 907, 941, 970 и 1043 годах.
  И лишь в 1046-м после очередного неудачного похода на Константинополь (русские ладьи были разметаны штормом и сожжены греческим огнем) был заключен мир, скрепленный по обычаям того времени династическим браком младшего сына великого князя Всеволода Ярославича и дочери греческого басилевса Мономаха (от этого брака спустя семь лет и родился князь Владимир Мономах).
  А православную веру нам несли не Константинопольские греки, а, в основном, болгары, сербы и прочие «югославы».

  И велика ли честь считаться преемниками «Второго Рима»? Вспомним, что греки в 1438—39 гг. сдали Западу свою веру, обменяли её на якобы защиту от турок.
  Православной церкви была навязана отвратительная Флорентийская уния, означавшая, что во время церковного богослужения имя римского папы нужно упоминать раньше имени патриарха, что по нормам того времени было приблизительно как сегодня признание юридического главенства Европейского суда по правам человека, ассоциация с Евросоюзом и «сотрудничество» с НАТО.

  Предполагалось, что с Запада придет военная помощь Константинополю, осаждаемому османами. Но латинский Запад обманул Второй Рим (как уже обманывал и грабил его в 1204 году). Никакой западной помощи, если не считать нескольких сотен добровольцев из Генуи и Венеции (защищавших свои же итальянские кварталы), не пришло.

  И 29 мая 1453 года Константинополь пал.
  «Ужасная трагедия, гибель сердца православия». «Для Руси это было болезненное известие», – пишут обычно в школьных учебниках.

  Однако, когда начинаешь внимательно изучать документы тех времен, понимаешь, что русским… было как-то не до Константинополя. Ну пал, и пал, подумаешь. Ни Василий II, ни Иван III, ни Василий III, ни Иван IV (Грозный) даже в планах не имели освобождать Константинополь.
  В отличие от католического Запада, который всё никак не унимался со своими экспансионистскими планами (и до сих пор уняться не может, нетрудно заметить) и пытался организовать ещё какой-нибудь крестовый поход на Восток.

  Нет, нет, русских в XV и XVI веках волновали совсем другие дела.
  Ведь в XV веке пал еще один великий город, именем Новгород…


Рецензии