Малах Йона рассказ

 Рассказ правдивый, документальный , но  длинный. Люди занятые могут не тратить время на его чтение.


Звонок сестры меня озадачил, но в то же время посеял смутную надежду.
-  Я договорилась: тебя могут взять  преподавателем . Вначале  в качестве замены на полгода, а дальше посмотрим - как себя покажешь.  Иначе навсегда останешься сторожем.
Пока я размышлял, что ответить , Ривка продолжала громким директивным шепотом:
-  Во-первых, строгий костюм и белая рубашка. Во-вторых, никаких Лёней и Леонидов Давидычей.  К тебе будут обращаться по имени, с которым ты выходишь к Торе, и с "приставкой рав"* , как обычно обращаются к преподавателю в религиозном мире.
Курс , который ты будешь вести,  называется "Основы иудаизма . Хумаш с толкованием Раши"...
Сестра уже несколько лет работала на воспитательской должности в одном иерусалимском учебном заведении для девушек из России , которых  хотели  вернуть к корням и пробудить интерес к религиозному образу жизни.  Мне предстояло преподавать в студенческой группе , куда принимали девушек в возрасте от восемнадцати и почти до сорока.  Ривка внимательно следила за их продвижением в иудаизме и на определённом этапе решала вопрос о возможности шидуха - сватовства: её телефонная книга пестрела именами потенциальных женихов для своих воспитанниц - молодых людей, как правило, тоже из  "свежерелигиозных" и - на девяносто процентов- тоже выходцев из России.
Конечно, мне хотелось попробовать себя в роли преподавателя. Тем более, что час преподавательской работы оплачивался вдвое ,чем час работы сторожа. Однако, к каждому уроку приходилось готовиться, несмотря на то ,что мои знания по данной тематике  превосходили их полное отсутствие у моих учениц. При этом я поначалу чувствовал себя Остапом Ибрагимовичем , который проводит сеанс одновременной игры на пятнадцати досках - примерно, таким было число моих учениц.
Однако по прошествии нескольких месяцев я  приобрёл некую уверенность вплоть до воодушевления при входе в класс, а ,по словам сестры, среди студенток даже образовался самостийный клуб "Фанаток рава Йоны" , куда , к моему сожалению, входила только половина группы.
Одна из моих учениц-Ира Берестова-отличалась регулярными опозданиями. Это была вполне симпатичная, смешливая , но при этом взрослая девушка лет тридцати , которая каждый раз находила новое оправдание для очередного опоздания. Видно было, что  за пару месяцев в еврейском колледже она ещё не совсем разобралась с конфессиональными различиями   и окончательно не изжила из памяти  впечатления от нескольких посещений нижегородской церкви .
Как-то раз она вбежала  впопыхах в класс посередине урока и , увидев  мою недовольную физиономию ,   выпалила:" Грешна, батюшка!" .  Я немного опешил ,но нашёлся,что ответить.  Громким голосом и намеренно окая , я произнёс " Окстись , отроковица!" , что вызвало взрыв хохота в классе и упрочило мою репутацию.
Где-то через месяц после этих событий Ира заглянула после урока и  сказала,что хочет со мной поговорить.
- Рав Йона, я совсем недавно доказала в рабануте (равинате) своё еврейство.  Документы подвердили: моя бабушка (мама мамы) - чистокровная еврейка, и теперь я могу законным образом выйти замуж...Ваша сестра сделала мне шидух...

 В общем , рассказ был довольно длинным.  Со слов Иры я понял следующее:
в рамках шидуха  состоялось её знакомство с неким израильтянином. Он отчасти религиозный - больше "по наследству" , чем по сути. Вполне устроенный. Не намного её старше. И даже не совсем урод. Предлагает жениться.

- Рав Йона. - продолжала она.- Мне необходимо свидетельство двух мужчин, о том ,что я не была замужем. Я очень вас прошу  засвидетельствовать это  в Центральном рабануте на улице Хавацелет 12.
- Ира , поймите, как я могу свидетельствовать перед раввинами, что вы не были замужем.
Я преподаю у вас  всего несколько месяцев  и  совсем не знаю вашего прошлого .
- Рав Йона,  у меня в Израиле нет вообще знакомых мужчин,кого бы я могла об этом попросить. Есть какой-то дальний родственник в кибуце - с серьгой в ухе.   В рабануте же лучше принимаются свидетельства людей солидных и религиозных.  Вам совсем не придётся врать. Вы только скажете обо мне : "Я преподаю у неё недолго, но , насколько мне известно, она не была замужем." О том же я попросила ещё одного преподавателя. Более того, я вам скажу честно. Я однажды была замужем - лет десять назад . Он не еврей ни с какого бока.  Это вообще по закону не считается замужеством, и соответственно не нужно никакого  "Гета* (разводного документа). Поэтому  вы смело можете свидетельствовать, что я не была замужем. В этом нет никакой лжи.  Про бывшего мужа-нееврея в рабануте ни в коем случае не  упоминайте ,  чтобы не было лишних вопросов и задержек...
Я , конечно, колебался , но желание помочь девушке всё-таки взяло верх. В назначенный день я сумел припарковаться в центре и уже через несколько минут сидел в кресле свидетеля в рабануте.  "Уполномоченный"
 раввин задал мне только два вопроса, после которых я должен был поставить свою подпись.
Первый: была ли  гражданка Ирина Берестов(а) замужем? На этот вопрос я ответил без колебаний "нет".
И вдруг меня сразил второй - неожиданный вопрос: известно ли вам , может, она была замужем за неевреем?
Вопрос по-настоящему застал меня врасплох.
Сказать, что она не была замужем за неевреем  , нельзя - враньё.
Сказать, что мне это неизвестно - тоже враньё (чёрт её дёрнул мне это рассказать)
Для меня наступил момент истины. Я очень хотел помочь Ире, но я не мог давать ложное свидетельство.  После минутного колебания я решительно выдавил из себя:
- Да ,мне известно, что она была замужем за неевреем....
Сидя за рулём на обратной дороге , я долго себя успокаивал различными доводами, типа : есть редчайшие случаи, когда Тора разрешает врать, но это отнюдь не такой случай. В конце концов правда никому ещё не повредила. Но всё это были жалкие попытки оправдываться за ситуацию, в которую я поставил свою ученицу.
Всё оказалось, как я и ожидал. Первая наша встреча после "свидетельства" ознаменовалась почти криком.
- Рав Йона, вы понимаете, что вы натворили!
Мой шидух пропал!  В рабануте требуют, чтобы я принесла документы этого козла, которого я уже десять лет не видела. Им нужно убедиться, что его мама не еврейка  и соответственно,что не нужен Гет. .Где я его найду ?!  Да , его уже давно нет в Горьком!  У меня с ним - никакой связи! Что вы наделали!(дело  было ещё до эпохи распространения Ватсаппа)
Она плакала, и слёзы были настоящие. Действительно,  от несчастной Иры уходил замечательный вариант - устроенный, нестарый израильтянин , который хорошо владел английским и не заставлял свою избранницу общаться на беспомощном иврите. И мой жалкий лепет в оправдание ("Ира , но я не могу лжесвидетельствать") никак  её не успокаивал . Сквозь слёзы она  объяснила ,что избраннику израильтянину не терпится жениться и теперь, конечно же, из-за этих проволочек он выберет другую....

Моя каденция учителя закончилась раньше, чем того хотелось. Из заграницы вернулся настоящий преподаватель  , и мне пришлось возвращаться в сторожевую будку.  Однако, вскоре я узнал от сестры продолжение этой истории.
Израильтянин ,несостоявшийся жених Иры Берестовой, действительно, не захотел ждать и почти сразу женился на другой - тоже русской,но не имеющей отношения к нашему учебному заведению.  Свадьба, говорят, была пышной, а на второй неделе после свадьбы молодая жена оказалась в травматологии с переломом обеих ключиц и многочисленными синяками по всему телу. Наш же "устроенный" израильтянин в тюрьму не сел, а был устроен в другое заведение : у него оказался не какой-нибудь МДП, а то ,что на иврите называется почти знакомым нам словом "скизофрения"  , причём, в активной, буйной форме ,- диагноз , который он до поры очень удачно скрывал.
Ира Берестова сумела в  рабануте другого города очень быстро оформить нужные документы и почти сразу вышла замуж за соблюдающего русского парня. Сейчас у них уже несколько детей. Говорят, что в разговоре Ира называет меня не иначе, как "Малах (ангел-хранитель) Йона". Конечно,это чересчур, но мне приятно.

- - -

Примечание.
*Рав - вежливое обращение к человеку в религиозном мире, отнюдь не свидетельствующее о его звании раввина.
* "Гет"- согласно закону Торы, "разводное письмо"- документ, который женщина должна получить от мужа, чтобы вторично выйти замуж.
Однако женщине для вторичного замужества не требуется получать Гет от того,кто не обязан соблюдать заповеди Торы (нееврея). При этом у Равината иногда могут возникнуть опасения о наличии у мужа-нееврея еврейской крови по материнской линии.


Рецензии
Хороший рассказ, Леонид! Правда угодна Богу. Возможно, в данном случае, Вам помогло и воспитание, полученное Вами от рава Ицхака Зильбера.. Прочитал ряд его мемуаров - о его заключении и гонениях на верующих евреев в СССР. Искренне посочувствовал его страданиям верующего человека. Особенно в первое время в лагере! Что сказать? Кадиш цадек (если правильно выражаюсь). Меня крайне приятно удивили его фото - выглядит, как наши Старцы, очень похож.. Такие же чистота лица и светящиеся чистые глаза, как у ребенка! Примерно три часа читал его воспоминания. Что поразило еще сильнее - после этого чтения почувствовал, что это было угодно Богу! Сразу после, пошел читать положенное мне на этот день молитвенное правило, которое несколько откладывал по лени и недомоганию.. А после прочтения, внезапно почувствовал прилив сил и желание помолиться, как НЕЧАСТО бывает в последнее время.. Видимо, Господь принял мои сердечные соболезнования испытаниям веры покойного рава Ицхака.. Думаю, Бог принял его душу! Такие вера и подвиг исповедания свидетельствуют о его праведности! А судить евреев будут по Закону (Торе), сам великий Пророк Моше будет Свидетелем на этом Божием Суде, как говорит нам Господь... Покойный рав Ицхак ИСПОЛНИЛ ЗАКОН. Добрая ему память.
Прости нас, Боже, если мы искренне заблуждаемся в чем-либо!

Владимир Брязгунов   18.11.2023 22:28     Заявить о нарушении
Владимир, уже несколько раз порывался Вам ответить на этот замечательный отклик, но никак не получалось. В данный момент я тоже несвободен (нахожусь на работе и проверяю входящих и выходящих). Поэтому вряд ли смогу ответить обстоятельно. Но другого времени нет, поскольку по возвращении с работы сразу начинаются дневные и вечерние молитвы и домашние дела.
Прежде всего словосочетание, которое Вы , видимо, хотели применить. звучит так "цадик кадош"(цадик-праведник, кадош-святой, хотя изначально это прилагательное означает "отдалённый","не такой,как остальные"). В иврите,в отличие от русского, в словосочетании на первом месте стоит существительное, а затем -прилагательное: поэтому "цадик кадош", а не наоборот.
Очень рад,что Вы немного познакомились с личностью, масштаба которой я пока в жизни не встречал. В Ютубе есть о нём фильм минут на двадцать "Кадиш. Настоящая история века". Он сделан сразу после смерти рава Ицхака, и я знаю авторов этого фильма, особенно, сценариста.О раве Ицхаке, который сыграл в моей жизни существенную роль, есть сотни (если не тысячи) удивительных историй: о выздоравливающих после его молитвы, о детях, рождённых с его благословения вопреки общему мнению всех врачей, о многих женщинах, которым он сумел добыть разводы, о вызволении узников из тюрем итп. Есть целая книга таких рассказов очевидцев, многие из которых живы и сегодня. Но я расскажу то ,что непосредственно связано со мной.
Когда я начал соблюдать законы Торы (в возрасте 30+), я оказался перед жестокой реальностью: я не могу продолжать жить со своей женой, которая была русской как по отцу , так и матери, пока она не примет гиюр (иудаизм). Гиюр- очень длинная,муторная и мучительная процедура для большинства. Многие желающие пройти гиюр не могут это сделать годами,а некоторые - десятилетиями! Благодаря раву Ицхаку в нашей семье это прошло быстро, чётко и без особых расходов. Моя жена прошла курс гиюра в течение десяти месяцев (в этот период мы не жили с ней как муж и жена, находясь в одной квартире). Всё прошло так легко благодаря покровительству рава Ицхака, который был непререкаемым авторитетом для иерусалимского Равината. По окончании процесса гиюра рав Ицхак сделал нам "хупу"(свадебную церемонию)и даже был "сандаком" нашему сыну, рожденному через год после этого (нечто наподобие "крестного отца",который держит младенца во время обрезания ).
Подобная история произошла с моим другом, который на определённом этапе начал соблюдать заповеди и также приехал в Израиль с русской женой . Я тогда привел эту пару к раву Ицхаку и попросил содействия в прохождении гиюра . Рав Ицхак принял их дружелюбно, но объяснил, что гиюр - это серьёзный процесс, который нельзя торопить и, человек должен четко решить для себя , в каком формате принимать заповеди.
Помню, оба -я и мой друг - были удручены беседой: рав Зильбер, фактически, отказал его жене в содействии,и тем самым ей придётся проходить гиюр на общих основаниях. (Совсем не так,как было с нами).
Его жена в конце концов прошла гиюр. Она прекрасно выучила иврит , приобрела хорошую профессию и зарплату. На определённом этапе она перестала соблюдать даже основные заповеди, бросила мужа и нашла себе перспективного молодого светского израильтянина (не знаю,что из этого было раньше). Весь гиюр оказался пшиком . Всё бывает в жизни. Любовь приходит -уходит. И такое может случиться в каждой семье. Но подлости, которые она делала бывшему мужу после этого, удивляют. Они когда-то в Израиле начинали с общего бизнеса: он чинил компьютеры, а она была его бухгалтером. После развода она настучала налоговой инспекции,что он не декларирует все доходы, и у него были большие неприятности и расходы. Она запросто отдаёт ему на попечение четверых детей, которых он содержит,кормит и поет, в то время как она , зарабатывая почти вдвое больше, живёт в своё удовольствие, крутит романы.
Недавно мы встречались с другом, и он вспомнил тот разговор с равом Ицхаком двадцатилетней давности. Друг мне сказал :"Рав Ицхак уже тогда видел перспективы гиюра моей бывшей жены. Хотя тогда она была одета максимально строго, видимо, он тогда уже"видел" её в брюках, с оголёнными плечами и с непокрытой головой."
Вот такая история . Я же благодарю Всевышнего за всё и прежде всего за жену, которую он мне послал (чтобы не сглазить) ,и за то ,что судьба однажды столкнула меня с равом Ицхаком.
Спасибо Вам большое за отклик!

Графман Леонид Давидович   19.11.2023 11:41   Заявить о нарушении
Да , Вы заметили в портрете рава Ицхака светящиеся чистые глаза,как у ребёнка.
Я хорошо помню, (хотя с того времени прошло уже почти четверть века), как муж дочери рава Ицхака рассказывал нам про своего тестя. "С одной стороны,он настоящий мудрец и знаток Торы, а с другой стороны - чист и наивен,как ребёнок: он способен отдать какому-нибудь жулику и прохвосту последние деньги. Он считает, что лучше дать десяти жуликам,чем отказать одному настоящему нуждающемуся."

Графман Леонид Давидович   19.11.2023 13:48   Заявить о нарушении
Благодарю за подробный ответ, Леонид! Понемногу, с Вашей помощью, познаю иврит. Весьма полезно, хотя самостоятельно изучал только греческий язык. Мне, как интересующемуся богословием и библеистикой, очень способствует начальное знание этих языков.
Рад за Вас и Вашу семью, что Бог послал вам настоящего духовного отца - рака Ицхака! Несомненно, он был прозорлив от Бога в рамках своей религии! То, что он описывает в своих воспоминаниях, точно свидетельствует о чудесном заступлении Божием за него. Каждый верующий поймет это, прочитав его историю!..
Повторюсь, для меня стало откровением, что Бог принимает молитвы праведных иудеев с такой Любовью! Но прочитав воспоминания рака Ицхака о его исповедничестве веры в лагере, и перенесенных через это страданиях, мне стало понятным многое!..
Тоже, как и Вы, придя к осознанной вере в Бога только в 27 лет, только в 30 лет начал серьезно изучать Священное Писание, в рамках заочного обучения на Высших Богословских Курсах при Московской Духовной Академии, в Троице-Сергиевой Лавре. За время обучения познакомился с добрым старшим (лет на 20 от меня) товарищем - Георгием Минцом. Он - 100%-ый иудей по происхождению, и добрый христианин. Минцы - известные банкиры в Москве. Так вот, мы с ним много общались в Лавре (по 10 дней во время сессий, каждые полгода, мы жили прямо там). Он поведал мне свою историю. Сначала, также, как и мы с Вами, в зрелом возрасте, он начал учиться в синагоге в Москве, затем переехал с женой в Израиль, где прожил несколько лет. Уже на Святой земле, Господь послал ему настоящего духовного отца - русского иеромонаха, служащего в Русской Миссии. И этот отец иеромонах подробно, на текстах всех Пророков, показал ему осуществление всех пророчеств на Христе!.. После этого, Георгий с семьей, с детьми, родившимися на Святой земле (у него четверо детей, старшие - сыновья Максим и Моисей, и младшие - дочери Марфа и Мария), вернулся в Москву, вслед за своим духовным отцом, принял Крещение и стал настоящим православным христианином. И моим добрым другом во время обучения (5 лет). Вот такая история, Леонид. Всё зависит от духовного отца! И только Бог знает кому - какого отца послать...
Добавлю, у меня не есть друг - уже священник, отец Михаил, из Астрахани, еврей по рождению. Мы с ним вместе служили алтарниками в нашем Никольском храме!
Кроме того, мой родной Воронеж - третья еврейская столица в России, после Москвы и Питера! Поэтому евреи были всегда вокруг меня: и в классах, и в группе.. Примерно пятая-шестая часть ВСЕГДА были евреи! В советское нерелигиозное время, вообще было мало внешнего различия между людьми!.. Мы росли, учились, лечились, трудились - все вместе. Но приходит время РАЗДЕЛЕНИЯ.. УЖЕ САМ БОГ ОТДЕЛЯЕТ НАРОДЫ ПО ИХ ВЕРЕ! На мой взгляд, самое главное - не мешать другим людям верить и спасаться так, как они считают нужным! Поэтому с трепетом отношусь к этому действию Бога, и вижу ВЕЛИКОЕ БЛАГО в ВОЗВРАЩЕНИИ ЕВРЕЕВ НА СВОЮ ЗЕМЛЮ - В ИЗРАИЛЬ! И лично глубоко уважаю такой выбор, и евреев, вернувшихся на СВОЮ ЗЕМЛЮ. Считаю таковых честными перед Богом людьми! Мазаль тов вам всем!

Владимир Брязгунов   19.11.2023 13:52   Заявить о нарушении
Прошу прощения! У меня "ЕСТЬ друг - уже священник"! Пишу с телефона, программа уродует сама текст - на противоположный по смыслу! Не проверил, и вот как она надо мной посмеялась!..

Владимир Брязгунов   19.11.2023 14:00   Заявить о нарушении
Владимир, все "подлости" программы я хорошо знаю и учитываю. Это как бы расплата за то ,что эта программа нам помогает с экономией времени и орфографией. Так что всё нормально. Пока только бегло взглянул на Ваш отклик. Надеюсь, попозже его прочитаю

Графман Леонид Давидович   19.11.2023 14:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.