Мастер и Маргарита, фильмы

Самой достоверной (как это ни странно),  мне кажется польская экранизация 1988 года. Такая малобюджетная, камерная – телевизионная, снятая во времена, когда на ТВ еще редко давалась режиссерам сериалов возможность во всю ширь размахнуться. Мастер там не в распахнутом плаще, и не с непременно дымящейся в откинутой руке папироской – он там нисколько не денди, а сразу появляется сломленным и несчастным, как в самой книге. Почему я так говорю – потому что иногда смотришь и откуда-то берется впечатление, что те, кто ставит фильмы, внимательно книгу не читали, или читали давно – в детстве еще, или в юности, когда интересовали в ней больше всего мистические главы. А вот в этой (правильней будет «в той») постановке – каждая сцена проистекает из другой, и ясно становится, что автор хотел сказать, и почему прибегнул он к таким метафорам. Допустим, я считаю, что автор не создавал свои метафоры ради них самих, а все это были инструменты, которые он использовал, чтобы буквально наизнанку вывернуть тогдашнюю жизнь, и даже (простите меня за предположение!) – очень часто ради мести, - хотя бы на бумаге, в книге. Недаром же он слова «рукописи не горят» вложил уста самого Хозяина потустороннего, с надеждой - а вдруг, а вдруг!.. Не забывайте, автор мучался от фобий, был болен страхом, когда писал этот роман… А как вы  хотите – вспомните, как он собирал в альбом все эти  убийственно критические статьи – их было, кажется, 80 из 90…
Да, метафоры ожили, потому что был он велик и фантазия его пересекалась с реальностью не только на земле.
Но возвращаюсь к экранизациям – почему я останавливаюсь именно на этой,1988 года. В романе много важных эпизодов, в том числе текстовых, диалоговых, без которых невозможно обойтись. Ведь недаром «консультант»  неизвестно откуда прибывает именно в тогдашнюю столицу, а не в иное место. И многочисленные герои,  населяющие ее в книге, составляют фон, без которого просто не обойтись. Именно они, а не новостройки, составляют этот фон, этот необходимый фон. Ведь не Мастер, проходящий по бесконечным строительным мосткам, или перешагивающий через плитку, которую еще не успели уложить, и даже не Маргарита, идущая ему навстречу – главные герои. Главные герои - город и время. Даже история с пророком и с прокуратором более всего относится к этому фону, конкретному фону.
Кстати в том сериале оба очень достоверны.
И сама эта давнишняя телевизионная попытка заглянуть вглубь великой книги, несмотря на отсутствие пафоса и явной нехватки средств чтобы стать шедевром, на сегодняшний день остается наиболее достоверной.
По моему суждению, естественно.


Рецензии