Бывшему

Умер мой бывший любовник.
(Случайно вчера узнала).
Он был - настоящий полковник,
Но как же этого мало!
Он был хоть куда, в расцвете
Всех нерастраченных сил!
В мужья, конечно, не метил,
Но ходоком не слыл.
Сердце не рвал на части,
Легко зализывал раны.
Прощайте, былые страсти!
Прощайте, герой романа!
Спасибо за передоз,
Дававшей мне крылья силы,
За буйство ливней и гроз!
Я ничего не забыла.
Прощайте, спите спокойно,
Мое дорогое несчастье,
Кончились Ваши войны,
Мои же - только отчасти.


Рецензии
...в расСвете или в расЦвете?

(В расцвете - более тривиально, в рассвете - куда как поэтичнее и романтичнее!)

Олег Стоеросов   05.05.2024 09:38     Заявить о нарушении
Стихотворение принципиально написано просто, почти разговорным стилем, без всякой облагораживающей романтики, она здесь не нужна. Знаете, как женщины делятся чем- то друг с другом, без всяких высоких слов и патетики. Здесь для меня важна интонация и образ человека, каким он остался в памяти.

Галина Гольд   05.05.2024 10:07   Заявить о нарушении
Пусть останется так, как написалось.

Галина Гольд   05.05.2024 10:29   Заявить о нарушении
Да пусть, конечно!

Но, мне хотелось бы узнать мнение гениального мсье Ги де Мопассана!

Олег Стоеросов   05.05.2024 11:05   Заявить о нарушении
В серебристых оковах
Весь из стали дамасской,
В невидИмых обновах
Да с настырною лаской

Ветер треплет портьеру,
Словно нерпа добычу,
Сумасшедшим терьером,
Свои зенки набыча

Изгаляясь и воя,
Будто волк на морозе,
Как беда на постое
В неприветливой позе

Воет сладко и томно
Нежным дьяволом плоти,
Зависая скоромно
На пронзительной ноте

Олег Стоеросов   05.05.2024 11:08   Заявить о нарушении
Не знаю, что сказал бы знаток чувств и страстей, но, мне думается, ему бы понравилось.

Галина Гольд   05.05.2024 11:26   Заявить о нарушении
Показать страсть через стихию - приём далеко не новый, но редко кому удаётся, ведь для того, чтобы это было точно и правдиво надо, наверное, самому стать частью той стихии, о которой пишешь.
Как Вы относитесь к Толстому Льву Николаевичу? ( извините, что такой резкий переход) Просто он прекрасно умел передать чувства через разные природные стихии, да вообще через всё, что видел вокруг. Чувствовал, как никто эту связь между человеком и всём остальным миром. Мне кажется, что для него вообще не существует неживой природы.

Галина Гольд   05.05.2024 12:52   Заявить о нарушении
Быть может я ещё не дорос (и уже вряд ли дорасту) до толстовского космоса, но в более узком, планетарном измерении, у меня очень неровное, неоднозначное и противоречивое отношение к творчеству Льва Толстого.

Меня раздражают и бесят его ХАНЖЕСТВО, морализаторство и занудство, длинноты в повествовании, калейдоскопичность и гетерогенность "Войны и мира", в которых гениальные сцены военных баталий, сцен охоты, гормонального бунта Наташи Ростовой, ярких красок в описании словами жизни и смерти, перемежаются тоскливым взвывом мушиной возни в паутине многословия, многодумия, назидания и прочей тягомотины.
Я не люблю его "Анну Каренину" и особенно главную, надуманную и нелепую героиню Анну Облонскую.

Меня бесят его "Крейцерова соната", "Смерть Ивана Ильича" и особенно "Отец Сергий" - этот зеркальный близнец Лёвушки: богоискатель, сладострастник и (пи)здострадатель!
Я терпеть не могу его "Воскресение"

Мне очень нравятся его "Хозяин и работник", "Хаджи Мурат" и "Казаки".

В нём сошлись Гармония и Хаос , величие и примитив, борьба и единство противоположностей.

Если вы не ханжа, то я рискну предложить вам своё отношение к Толстому, посредством собственного текста под названием "Анна Каренина", но заранее предупреждаю, что текст мой крут...

Олег Стоеросов   05.05.2024 13:22   Заявить о нарушении
Толстой терпеть не мог эмансипированных женщин, но как не пытался он вызвал у читателя неприятие этой героини, ничего, как у настоящего большого художника, у него не получилось. И Анна у него совсем не схема, а живая женщина. Толстой, не смотря на многие противоречия, ненавидел только неживое в человеке, которое чаще всего ассоциировал с фальшью. Анна у него слишком живая, слишком ни на кого непохожая, слишком большое исключение из правил.

Галина Гольд   05.05.2024 13:40   Заявить о нарушении
Вызвать

Галина Гольд   05.05.2024 13:41   Заявить о нарушении
Единственный ЖИВОЙ женский персонаж романа - это истеричка Долли (жена Стивы, брата Анны).

Анна целиком и полностью НАДУМАННЫЙ персонаж.
Сам Толстой никого и никогда не любивший в жизни, предпочитавший проституток в молодые годы, не знал и не понимал по КАКИМ ЗАКОНАМ должна была себя вести его героиня.

Олег Стоеросов   05.05.2024 13:48   Заявить о нарушении
Наверное, всё он понимал...
Такому писателю совсем не обязательно любить самому, чтобы передать всё оттенки любви на бумаге.
Что касается Долли. Толстой ненавидел обывательский мир, а она как раз оттуда. И в чем же проявляется её Жизнь? В том, что она, как любая женщина, ревнует своего мужа и мечется между мщением и прощением? Это всё очень примитивно...

Галина Гольд   05.05.2024 14:07   Заявить о нарушении
Мне вообще кажется, что именно в такую женщину как Анна и мог влюбиться Толстой, может быть, даже против своей воли, просто она ему не встретилась, а встретилась такая, как Кити. Ведь Левин - это же Толстой.

Галина Гольд   05.05.2024 14:13   Заявить о нарушении
Толстой выстроил ТРИ женских вектора в романе:
1.Это ПОНЯТНЫЙ и ПРИЕМЛЕМЫЙ им домострой, калька собственной семейной жизни с Софьей Андреевной, кучей детей, семенйными заботами и хлопотами и проч.
Это линия Долли, вышедшей замуж рано, бездумно, без любви.
2.Более сложная линия Кити.
Это - собственно, в чём-то повторение образа Наташи Ростовой в молодости: шараханья, гормональные бунты плоти, постепенное угасание страстей, влюблённость в Лёвина, замужество и снова домострой с редкими вспышками ревности.
3.Это линия Анны.
Тут полнейший хаос: переход от чинности и строгих светских правил, к вспышке страсти, ломке традиций, родовая горячка, передоз морфия, суицид...

Наиболее естественная, логичная и понятная - это линия Долли.

Олег Стоеросов   05.05.2024 14:21   Заявить о нарушении
Совершенно верно - Лёвин это и есть сам Толстой!

Весьма скучный персонаж романа.

Олег Стоеросов   05.05.2024 14:23   Заявить о нарушении
В романе только две любовные линии( Долли здесь не при чем),
Это - Вронский- Анна( любовь, как стихия, с которой бесполезно бороться и Левин - Кити ( с, семейная идилия, которая под большим вопросом) Он мне очень, очень понравился... - говорит Кити Анна в конце романа.)
Кити ни в коем случае не Наташа Ростова, она у Толстого - хорошая, ну просто замечательная, но из разряда неживых. Самая обыкновенная, без всякого зашкаливания.

Галина Гольд   05.05.2024 14:38   Заявить о нарушении
Я не говорил, что Долли - любовная линия, просто женская.

Кити с Лёвиным мне видится, как угомонившаяся с Пьером (Пьер - это тоже, кстати, прооброаз и слепок самого Толстого) Наташа, с сияющими глазами подносящая к носу мужа обгаженную детскую пелёнку, как апофеоз счастливой семейной жизни и обретения себя...

Олег Стоеросов   05.05.2024 14:51   Заявить о нарушении
Если уж говорить о концовке "Войны и мира", то вот уж где совершенный схематизм и высасывание из пальца прописных истин. Здесь Толстой моралист победил Толстого художника. Кстати в дневниках, в конце жизни, Толстой человек ненавидел Толстого писателя и считал всё им написанное полным бредом.

Галина Гольд   05.05.2024 15:06   Заявить о нарушении
Вот то то и оно!
Вот этого Толстого моралиста я и ненавижу!

По большому счёту, кроме гениальных "Холстомера", "Хозяина и работника", "Хаджи Мурата", "Севастопольских рассказов" , "Детства, Отрочества и Юности", отдельных кусков "Войны и мира" - всё остальное это суровый домострой, морализаторство и ханжество.

Олег Стоеросов   05.05.2024 15:12   Заявить о нарушении
Ну... так тоже нельзя. Для того, чтобы так говорить, надо по крайней мере быть хоть на пол-процента Толстым. Мы не дотягиваем даже до этого.

Галина Гольд   05.05.2024 15:20   Заявить о нарушении
Кстати, замечу, что находящийся у Вас в избранных Бунин, очень высоко ценил Толстого. А Чехов вообще говорил: "Вот умрет Толстой - и все полетит к черту".
И ведь полетело...

Галина Гольд   05.05.2024 15:23   Заявить о нарушении
Ну, во-первых: чтобы оценивать литератора вовсе необязатьельно им быть самим, достаточно быть простым читателем, а что касается того, что всё полетело в тартарары - так в этом я не вижу особой "заслуги" Толстого.

Олег Стоеросов   05.05.2024 15:34   Заявить о нарушении
Когда уходят такие "матерые человечища", образуется пустота, которую очень трудно заполнить, да, наверное, просто невозможно. Сейчас таких нет, и что стало с миром?

Галина Гольд   05.05.2024 15:38   Заявить о нарушении
Спасибо Вам за общение.

Галина Гольд   05.05.2024 15:39   Заявить о нарушении
Литература - это только производная от "функции" жизни.
Никакая литература, даже самая гениальная не в состоянии изменить ни человеческую природу, ни мир в целом.
Её удел - это выход творческих сублимаций и эстетическое предназначение.

Олег Стоеросов   05.05.2024 16:02   Заявить о нарушении
Да, но мы говорили о Толстом, а он был не простым литератором, который что- то та написал. Это был голос, пульс, наконец совесть своего времени. Да, он во многом заблуждался, но он открыто выступал против всего, что ненавидел. Написал собственное Евангелие, был передан Анафеме, всегда и во всё вмешивался, к нему прислушивались,его ненавидели и боготворили одновременно.
Его влияние на умы было огромным. Вот Вы могли бы полностью отказаться от всех материальных благ?

Галина Гольд   05.05.2024 16:16   Заявить о нарушении
Насчёт роли литературы не согласна категорически. Но это долгий разговор. Просто один вопрос - вот Вы пишите только для того, чтобы получить эстетическое удовольствие? Найти выход своему "я"?

Галина Гольд   05.05.2024 16:21   Заявить о нарушении
Литература - это разновидность творчества, а творчество...

Творчество - самодостаточно, бескорыстно и трансцедентально.
Творчество - это такой сорт свободы, который не требует абсолютно никакого подтверждения значимости и востребованности автора.
Творчество - сродни красоте цветка, который нюхают единицы, но любуются им - миллионы.

Я не вижу для себя надобности отказываться от материальных благ (тем более, что их у меня не так уж чтобы в избытке).
В отличие от Толстого, имения у меня нет, литературных гонораров - тоже, а жить надо и ещё хочется.

Я бы не стал переоценивать роли личности Толстого на русское общество в целом.
Не забывайте, что в толстовское время Россия была лапотной и преимущественно малограмотной.
Безусловно среди интеллигенции и в писательских кругах авторитет Толстого, как художника слова и как философа был достаточно высок, но он никоим образом не повлиял на вектор русской истории.
То, что произошло в России всего через 7 лет после его смерти, безусловно УЖАСНУЛО бы "мужицкого" графа Толстого, но к счастьтю он не дожил до этого хаоса.

Олег Стоеросов   05.05.2024 16:49   Заявить о нарушении
Дмитрий Быков как-то сказал: "Я люблю Достоевского, но читать мне хочется Толстого" и я понимаю Быкова, но рассуждаю ровным счётом наоборот!

Я безусловно признаю за Толстым несомненную художественную мощь его дарования, но читать мне хочется Достоевского, Тургенева, Куприна, Бунина, Чехова.

Олег Стоеросов   05.05.2024 16:56   Заявить о нарушении
Да, сейчас Россия не лапотная, вроде бы все писать, читать умеют, ноя очень сомневаюсь, что может появиться человек масштаба даже не Толстого, а куда меньшего. Значит, не в грамотности масс дело...

Галина Гольд   05.05.2024 16:56   Заявить о нарушении
А я сейчас читаю, в основном, мемуары. Хотя недавно перечитала Зощенко, Булгакова, стихи Саши Черного. Говорят, "Войну и мир" Толстого надо перечитать несколько раз в жизни и будет совершенно новое впечатление. Вот, знаете, мне кажется Бунин - это сжатый до рассказа и до повести Толстой. Бунин прекрасно понимал, что время больших романов прошло. Его язык отточен до предела, убрано больше, чем все лишнее.

Галина Гольд   05.05.2024 17:04   Заявить о нарушении
Мне кажется, что по простоте и ясности изложения, к Толстому ближе Куприн.

Бунин - мало того, что он блестящий стилист, так к тому же ещё и сноб, эстет и мизантроп (в отличие от Толстого).
Вообще, если говорить о Бунине литераторе - он стоит особняком, как, к примеру, Набоков или Платонов.

Я не так давно перечитал "Войну и мир", но ничего нового для себя не открыл, разве что убедился в том, что по стилю - это скорее сборник очерков с переходящими из повествования в повествование одними и теми же героями, нежели роман-эпопея.

Олег Стоеросов   05.05.2024 17:14   Заявить о нарушении
Думаю, что писатели становятся близки друг другу ну чём-то внешним, не фактурой, а сближает их нечто непередаваемое словами, что- то не в тексте, а над текстом, особая энергетика, настроение, тоска по чему- то очень похожему, даже страх смерти, который чувствуется почти во всём написанном, отношение к прошедшей юности, и т.д.

Галина Гольд   05.05.2024 17:25   Заявить о нарушении
Не чем- то внешнии

Галина Гольд   05.05.2024 17:28   Заявить о нарушении
Всё время делаю ошибки, простуда даёт себя знать.

Галина Гольд   05.05.2024 17:32   Заявить о нарушении
Всё о чём вы пишете (НАД) - укладывается в шкалу от бездарности до гениальности.

Поясню сказанное на примере Довлатова.
Вот уж кто-кто, но у Довлатова всё настолько просто, бытово и проч.

Вот отрывок из его записных книжюек:

«...Мне вспоминается такая история. Шли мы с приятелем из бани. Останавливает нас милиционер. Мы насторожились, спрашиваем:
— В чем дело?
А он говорит:
— Вы не помните, когда были изданы «Четки» Ахматовой?
— В тысяча девятьсот четырнадцатом году. Издательство «Гиперборей», Санкт-Петербург.
— Спасибо. Можете идти.
— Куда? — спрашиваем.
— Куда хотите, — отвечает. — Вы свободны...»
Смесь обыденности и безумия. Оказалось, вовсе не художественный вымысел. Вот заехал я сегодня на заправку, пристроился в очередь. Жду, слушаю по радио музыку. А в двух шагах на перевернутом деревянном ящике сидит бомж. Санитарно запущенный. В каком-то блохастом балахоне. Сидит, жмурится на солнышке, ковыряет в носу, прислушивается к музыке из открытого окна моей машины. И вдруг так, между прочим, спрашивает:
— Девятая симфония Бетховена? Дирижирует кто? Не Аббадо?»
Сергей Довлатов, «Наши».
Прочитав такое, даже не хочется задумываться над тем что это: правда, полуправда или абсолютный вымысел?!
Это талантливо и всё тут!

При этом, если даже это 100%-ный вымысел, до такого ещё нужно додуматься, но мало этого - следует облечь фантазии в надлежащую форму и главное, чтобы этот абсурд воспринимался читателем с улыбкой и с чувством глубокого и полного эстетического удовлетворения!

Олег Стоеросов   05.05.2024 17:42   Заявить о нарушении
Когда я училась в школе, у нас был учитель труда, который наизусть читал отрывки из "Анны Снегиной" Это я уже потом узнала, что есть такая поэма. Сдвиг по фазе в сторону интеллекта.

Галина Гольд   05.05.2024 17:50   Заявить о нарушении
К сожалению, больше не могу писать. Я болею, пойду лечиться. Еще раз спасибо за общение.

Галина Гольд   05.05.2024 18:24   Заявить о нарушении
Поправляйтесь!

Лучше всего - это куриный бульон: крылышки с морковью, луком и сельдереем.
И ещё мёд, лимон и имбирь!

Олег Стоеросов   05.05.2024 18:28   Заявить о нарушении
В доме ни одной таблетки - удивительная вера в свое здоровье!

Галина Гольд   05.05.2024 18:30   Заявить о нарушении