Секрет архитектоники таланта

Давненько Ю.П.  не баловал нас ничем эдаким.
Пришла пора высказаться на очень интересную тему.
Вспомним о том, как сделать шарик упругим. http://stihi.ru/2011/04/01/2478
Пришла пора взять шире.
Давайте задумается вот о чём.
Чем бы был для нас окружающий мир, не будь работ великих мастеров - поэтов, музыкантов, писателей, художников, скульпторов, режиссеров, кинематографистов и т.д.?
Тупым набором, машин, зданий людей, находящихся в постоянном броуновском движении, лишенным какого бы то ни было смысла. Тупым движением от точки А до точки Б (от рождения к смерти) в сопровождении хлеба и зрелищ (столь же бессмысленных, сколь бессмысленно описанное СУЩЕСТВОВАНИЕ, а не ЖИЗНЬ).
Как же вышеупомянутые художественно одаренные люди превращают это серое нечто в прекрасную ЖИЗНЬ?
Да просто каждый из них, пропуская через себя этот мир, создаёт свою модель его.
А что такое модель?
Чтобы это понять рассмотрим самую простую и естественную модель - математическую.
Математическая модель, на которой зиждется описание всех жизненных процессов - физических, химических, социальных есть описание чего-то в главных чертах с пренебрежением мелкими деталями, на имеющими значения в окончательном результате.  Что называется - на уровне погрешности.
Великие Мастера создавали модели этого мира. Каждый свою, совершенно неповторимую или отчасти  коррелирующую с иными похожими.
Таковы миры Толстого, Достоевского , Тургенева, Булгакова, Андрея Белого, Льва Гумилёва, Сергея Есенина и т.д.
Мы все проходили их в школе, читали и перечитывали по жизни. Каждый из нас несёт в себе эти миры. Перемешивает их в себе в разных пропорциях, потому что склонности и вкусы у каждого разные. Кому-то ближе Толстой, кому-то Гоголь, кому-то Булгаков. Но в целом мы, воспитанные на великой русской литературе, видим мир таким, каким его для нас отобразили великие. Я специально взял за основу изложения великих русских писателей, чтобы моя модель мира не погрязла в мелочах, а отобразила его основные черты.
Одним словом, искусство - зеркало жизни. Кривое или не очень. Но без него было бы скучно и невыносимо жить.
    Но возьмём современную молодежь, которая ничего или почти ничего этого в школе не изучает, которой вместо "Мастера и Маргариты" предлагается просмотр пусть достаточно удачной, но экранизации, Бортко, и которая в принципе читать разучилась….
     Могу себе представить какая модель мира возникает в юных головах. Мы с ними уже сейчас живём в разных мирах, ибо они зиждутся на совершенно разных моделях.
               Что Вы об этом думаете, друзья мои?
               Хотелось бы узнать мнение моих сверстников, рождённых в СССР и тридцатилетних, скажем, рождённых в 90-е и воспитывавшихся в нулевые.
               Мироощущение человека, слушающего исключительно рок и металлику, очевидно, разительно отличается от мироощущения человека, слушающего исключительно авторскую песню.
              Я-то возможно очередной «лисапет» изобретаю, но я хочу сказать, что мир - это, в значительной степени, не то, что нас окружает, а то что мы чувствуем внутри себя. А этот внутренний мир есть продукт того, что мы смотрим, слушаем, читаем.
И опять-таки - двойной продукт: продукт того, что читаем и того, что изначально уже было.
И если это убого, то убог и мир внутри нас. И ещё этот внутренний мир должен иметь ось, стержень. А если его нет, это одна эклектика и всё. Каша неструктурированная.
Что должно быть в нас до всякого чтения -  ВНУТРЕННИЙ СТЕРЖЕНЬ, на который и будет все нанизываться.
А откуда берется этот внутренний стержень, определяющий структуру нашего внутреннего мира?
От Бога, конечно.
Если у человека есть этот стержень (ядро, центр кристаллизации) он ваяет свой внутренний мир накрепко и в главных чертах его модель не меняется с годами, а только крепнет - добавляется то, что вписывается в неё и начисто отметается то, что в эту модель не вписывается.
А если у человека этого стержня нет, модель не строится.
Внутри него копится все, что туда попадает.
Лежит бесформенной неструктурированной кучей. Внутреннего мира как такового нет. Есть отражение хаоса, царящего снаружи.
Люди со стержнем и внутренним миром, клонируют свой стерженек, добавляют чуток своего внутреннего мира и вот вам - песня, стихотворение, сонет.
Никого из таких людей не собьёшь с толку советами и рекомендациями - 80-90% произведения они не изменят ни за что. А если у человека нет внятного внутреннего мира со стержнем он, как Слон-живописец, будет всех слушать и без конца переделывать с одним и тем же невразумительным результатом.
И вот на 15-м году существования «Семинара Юрия Петровича» я, кажется начал разбираться в том есть ли у человека этот стерженёк и сможет ли он создать что-то исключительно своё.
Но самое интересное это моё недавнее открытие, что чем тоньше мир автора, чем он изысканнее пишет, тем меньше у него читателей и ценителей на Стихире.
И с другой стороны, чем эклектичнее, беспорядочнее творчество автора, тем больше у него читателей, но нет сомнения, что это такие же «писатели»-читатели без внутреннего стержня, кому в основном важно ЧТО написано, а не КАК.


Рецензии
Спасибо, Юра. Замечательным образом схвачено самое основное. Хотя в чем-то права также и Таня, ибо если человек-поэт без стержня есть некий слон-живописец, который постоянно"всех слушает", компелирует и пребывает в сытом довольствии собой, то поэт тонкой душевной конституции (в идеале) похож пожалуй на бедного розового слоненка со своим внутренним противоречивым миром, слоненка, постоянно слушающего самого себя и никогда собой не самоудовлетворенного.

Николай Ошустович   13.05.2024 17:25     Заявить о нарушении
Да, Коля, и такой момент имеет место быть!

Семинар Юрия Петровича   13.05.2024 23:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.